Древнерусская политическая мысль (IX–XIII вв.) Древнерусская политическая мысль (IX–XIII вв.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии Преподаватель: к.и.н., доцент Шинковская Наталия.
Advertisements

Мир древнерусской литературы. Изучение «Слова о Законе и Благодати».
Политическая раздробленность на Руси. Время политической раздробленности в Европе Причины политической раздробленности в X – XII вв.: -Господство натурального.
2011 годАвтор: Смирнова Е.В. К творчеству призвало сердце.
Древнерусская литература Жанры, их особенности, произведения. Выполнил студент 1 курса Романов Сергей.
МБОУ Высокоосельская ООШ Рождественские чтения. Крещение Руси Выполнила ученица 9 класса Горячкина Юлия.
1. Особенности культуры Древней Руси. 2. Возникновение письменности. 3. Литература. 4. Архитектура.
Владимир Святославич. Принятие христианства. 1. Повторение изученного материала. 2. Начало правления князя Владимира. 3. Причины принятия христианства.
Древнерусская литература. Древнерусская литература возникла в XI веке. Этому способствовало принятие христианства в Киевской Руси в 988 году.
Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства.
Древнерусская литература Учитель МОУ СОШ 18 Шейн Светлана Николаевна.
Автор Мелехова Гульнара Ильдусовна учитель истории, гимназии 7 г. Казани, Республика Татарстан.
Философия Древней Руси X-XII вв.. Илларион Одним из наиболее ранних памятников отечественной богословской мысли является Слово о законе и благодати первого.
Принятие христианства. Выполнила: Черемнова Юлия..
Древнерусская литература – литература 10-17вв.. Устное народное творчество.
Как христианство пришло на Русь Храм Покрова на Нерли.
Культура Киевской Руси Сложилась на основе: 1. Древних традиций восточных славян; 2. Заимствований у соседних народов: хазар, булгар, печенегов, финно-
Предпосылки объединения русских земель 1.Предпосылки и причины объединения русских земель. 2.Политическая система Руси. 3.Основные этапы объединения. 900igr.net.
Соотнесите понятие и его значение Уроки Погосты Дань Полюдье Места сбора дани Точный размер дани Объезд киевским князем своих земель для сбора дани Натуральный.
Принятие Христианства на Руси Открытый урок по истории в 10 «А» классе. Учитель: Шаламова Т.Ю Ноябрь 2008 Открытый урок по истории в 10 «А» классе. Учитель:
Транксрипт:

Древнерусская политическая мысль (IX–XIII вв.) Древнерусская политическая мысль (IX–XIII вв.)

. 1. Ф акторы общественной жизни, формировавшие политические идеи Древней Руси. 2. У ченик Илариона «о законе и благодати». 3. Т еория «Второго Рима». 4.« Повесть временных лет». 5.« Моление Даниила Заточника».

Факторы, формировавшие политические идеи Древней Руси Факторы, формировавшие политические идеи Древней Руси Общественно-политические: Общественно-политические: Социальная дифференциация, возникновение противоречий между княжеско-поярской верхушкой и облагаемым данью населением; Социальная дифференциация, возникновение противоречий между княжеско-поярской верхушкой и облагаемым данью населением; Междоусобная порьба за великокняжеский престол Междоусобная порьба за великокняжеский престол Утрата независимости, при сохранении государственности. Утрата независимости, при сохранении государственности. Возвышение Москвы и объединение Руси. Возвышение Москвы и объединение Руси.

Культурные Культурные Переход от язычества к христианству ; Переход от язычества к христианству ; Зарождение письменности, летописания и литературы ; Зарождение письменности, летописания и литературы ; Культурные связи, особенно, с Византией Культурные связи, особенно, с Византией Христианские и античные ценности Христианские и античные ценности

Проблемы, стоявшие в центре официальной идеологии Происхождение государства Происхождение государства Легитимность правящей династии Легитимность правящей династии Наилучшие формы правления Наилучшие формы правления Отношения между князьями Отношения между князьями Соотношение светской и духовной властей Соотношение светской и духовной властей Внешняя политика. Внешняя политика. Взаимосвязь между понятиями «истина», «правда», «закон». Взаимосвязь между понятиями «истина», «правда», «закон».

«Отреченные книги» - жанр народной утопии Соединение демократической версии Соединение демократической версии христианства, язычества и народного эпоса. «Народный идеал правды» - мечта о справедливости, совершенном состоянии общества. Задача народа – защитить и вернуть на землю правду, вернуться к демократизму, общинного и родового строя

«Слово о законе и благодати» Иларион – митрополит Киевский : Иларион – митрополит Киевский : «родом русин», «муж благ, и унижен и постник».

1. Учение о смене «царства закона» «царством благодати» или истины, на пути человечества к «вечной жизни». «Прежде [был дан] закон а потом благодать, прежде – тень, а потом истина… прежде рабыня, а потом своподная, - да разумеет читающий». «Прежде [был дан] закон а потом благодать, прежде – тень, а потом истина… прежде рабыня, а потом своподная, - да разумеет читающий». Закон дан человеку «на приуготовление к истине и благодати», ипо «человечество… как скверный сосуд сначала должно быть омыто водою-законом», затем уже станет способно принять «млеко благодати». Закон дан человеку «на приуготовление к истине и благодати», ипо «человечество… как скверный сосуд сначала должно быть омыто водою-законом», затем уже станет способно принять «млеко благодати».

2. Идея «нового народа» и «Святой Руси» В «царстве закона» блюсти закон было поручено евреям - «погоизбранному народу», не оправдавшему заветов Бога. В «царстве закона» блюсти закон было поручено евреям - «погоизбранному народу», не оправдавшему заветов Бога. В «царстве благодати», возвещенном Христом, все народы равны. Но благодать распространяется в первую очередь на «новые народы», не испорченные гордыней. В «царстве благодати», возвещенном Христом, все народы равны. Но благодать распространяется в первую очередь на «новые народы», не испорченные гордыней. К числу новых Илларион относит и русский народ, который уже обрел славу» во всех концах земли»

«И подобало благодати и истине воссиять над новым народом. Ипо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного «в мехи ветхие», обветшавшие… а иначе прорываются мехи и вино вытекает. Не сумев ведь удержать закона – тени… как удержат учение благодати – истины? Новое учение – новые мехи, новые народы! И сберегается и то, и другое» «И подобало благодати и истине воссиять над новым народом. Ипо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного «в мехи ветхие», обветшавшие… а иначе прорываются мехи и вино вытекает. Не сумев ведь удержать закона – тени… как удержат учение благодати – истины? Новое учение – новые мехи, новые народы! И сберегается и то, и другое»

3. Интерпретация версии о принятии христианства на Руси. «Похвала князю «кагану» Владимиру»: «единодержец всей земли»; «просветитель Земли Русской»; «единодержец всей земли»; «просветитель Земли Русской»; «наследник небесного царства «правдою по отмечен, крепостью перепоясан, истиною обут, смыслом венчан»; «наследник небесного царства «правдою по отмечен, крепостью перепоясан, истиною обут, смыслом венчан»; не слышавший речей апостолов, но избравший веру, «руководствуясь только добрым смыслом и острым умом» не слышавший речей апостолов, но избравший веру, «руководствуясь только добрым смыслом и острым умом»

Монастыри – общерусские духовные центры Вынашивали идеи Вынашивали идеи самостоятельности Руси от Византии Защищали идеи единства и суверенитета крещеной Руси Пропагандировалиотечественныеисторические традиции в «житиях великих князей» Писали летописи и канонизировали русских святых

«Теория второго Рима» «Теория второго Рима» Союз церкви и царства, возглавляемый пожественным самодержцем – носителем светской и духовной власти Союз церкви и царства, возглавляемый пожественным самодержцем – носителем светской и духовной власти Идея единого вселенского православного государства под властью Византии Идея единого вселенского православного государства под властью Византии Идея о возникновении Киевского государства в результате крещения Руси под влиянием Византии Идея о возникновении Киевского государства в результате крещения Руси под влиянием Византии

«Повесть временных лет» «Повесть временных лет» Нестормонах Киево-Печерского монастыря

1. Опровержение византийской идеи «несамостоятельности» Русского государства, варяжской трактовки «несамостоятельности» – решало насущные политические задачи: 1) отвергались притязания Византии на гегемонию над Киевской Русью; над Киевской Русью; 2) повышалось значение власти киевских князей; 3) подчеркивалось их старшинство 2. Осуждаются княжеские усобицы, ослабляющие Русь перед лицом внешнего врага. Князья-братья призываются к единению и подчинению старшему брату – киевскому князю. «Каждый да держит отчизну свою». Стремление к захватам есть «ненасытство», гордость и «крамола».

«Моления Даниила Заточника» (1229) Беды Даниила и всех сирот – от произвола, пояр, княжеских слуг. Только сильная княжеская власть – гарантия порядка в государстве. Беды Даниила и всех сирот – от произвола, пояр, княжеских слуг. Только сильная княжеская власть – гарантия порядка в государстве. Яко же дуб крепится множеством корней, такое град наш, твоею державою. Установление единовластия князя – основная идея произведения. Установление единовластия князя – основная идея произведения. Орел птица – царь над всеми птицами, а осетр над рыбами, а лев над зверьми, а ты, княже, над переяславцами.

«Гроза» - сильная карающая власть: восстанавливает нарушенную справедливость и пресекает беззаконие Управлять крепко и справедливо Иметь при себе «думцев» и опираться на их совет Советники должны быть умны, мудры, не творить беззакония Не обязательно брать старых и опытных, ипо важен ум Войско хорошее и многочисленное должно быть руководимо мудрыми ипо «ипо только полки мудрых сильны», «полки безумных храбры, но не только храбростью а и умом достигается победа»