Древнерусская политическая мысль (IX–XIII вв.) Древнерусская политическая мысль (IX–XIII вв.)
. 1. Ф акторы общественной жизни, формировавшие политические идеи Древней Руси. 2. У ченик Илариона «о законе и благодати». 3. Т еория «Второго Рима». 4.« Повесть временных лет». 5.« Моление Даниила Заточника».
Факторы, формировавшие политические идеи Древней Руси Факторы, формировавшие политические идеи Древней Руси Общественно-политические: Общественно-политические: Социальная дифференциация, возникновение противоречий между княжеско-поярской верхушкой и облагаемым данью населением; Социальная дифференциация, возникновение противоречий между княжеско-поярской верхушкой и облагаемым данью населением; Междоусобная порьба за великокняжеский престол Междоусобная порьба за великокняжеский престол Утрата независимости, при сохранении государственности. Утрата независимости, при сохранении государственности. Возвышение Москвы и объединение Руси. Возвышение Москвы и объединение Руси.
Культурные Культурные Переход от язычества к христианству ; Переход от язычества к христианству ; Зарождение письменности, летописания и литературы ; Зарождение письменности, летописания и литературы ; Культурные связи, особенно, с Византией Культурные связи, особенно, с Византией Христианские и античные ценности Христианские и античные ценности
Проблемы, стоявшие в центре официальной идеологии Происхождение государства Происхождение государства Легитимность правящей династии Легитимность правящей династии Наилучшие формы правления Наилучшие формы правления Отношения между князьями Отношения между князьями Соотношение светской и духовной властей Соотношение светской и духовной властей Внешняя политика. Внешняя политика. Взаимосвязь между понятиями «истина», «правда», «закон». Взаимосвязь между понятиями «истина», «правда», «закон».
«Отреченные книги» - жанр народной утопии Соединение демократической версии Соединение демократической версии христианства, язычества и народного эпоса. «Народный идеал правды» - мечта о справедливости, совершенном состоянии общества. Задача народа – защитить и вернуть на землю правду, вернуться к демократизму, общинного и родового строя
«Слово о законе и благодати» Иларион – митрополит Киевский : Иларион – митрополит Киевский : «родом русин», «муж благ, и унижен и постник».
1. Учение о смене «царства закона» «царством благодати» или истины, на пути человечества к «вечной жизни». «Прежде [был дан] закон а потом благодать, прежде – тень, а потом истина… прежде рабыня, а потом своподная, - да разумеет читающий». «Прежде [был дан] закон а потом благодать, прежде – тень, а потом истина… прежде рабыня, а потом своподная, - да разумеет читающий». Закон дан человеку «на приуготовление к истине и благодати», ипо «человечество… как скверный сосуд сначала должно быть омыто водою-законом», затем уже станет способно принять «млеко благодати». Закон дан человеку «на приуготовление к истине и благодати», ипо «человечество… как скверный сосуд сначала должно быть омыто водою-законом», затем уже станет способно принять «млеко благодати».
2. Идея «нового народа» и «Святой Руси» В «царстве закона» блюсти закон было поручено евреям - «погоизбранному народу», не оправдавшему заветов Бога. В «царстве закона» блюсти закон было поручено евреям - «погоизбранному народу», не оправдавшему заветов Бога. В «царстве благодати», возвещенном Христом, все народы равны. Но благодать распространяется в первую очередь на «новые народы», не испорченные гордыней. В «царстве благодати», возвещенном Христом, все народы равны. Но благодать распространяется в первую очередь на «новые народы», не испорченные гордыней. К числу новых Илларион относит и русский народ, который уже обрел славу» во всех концах земли»
«И подобало благодати и истине воссиять над новым народом. Ипо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного «в мехи ветхие», обветшавшие… а иначе прорываются мехи и вино вытекает. Не сумев ведь удержать закона – тени… как удержат учение благодати – истины? Новое учение – новые мехи, новые народы! И сберегается и то, и другое» «И подобало благодати и истине воссиять над новым народом. Ипо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного «в мехи ветхие», обветшавшие… а иначе прорываются мехи и вино вытекает. Не сумев ведь удержать закона – тени… как удержат учение благодати – истины? Новое учение – новые мехи, новые народы! И сберегается и то, и другое»
3. Интерпретация версии о принятии христианства на Руси. «Похвала князю «кагану» Владимиру»: «единодержец всей земли»; «просветитель Земли Русской»; «единодержец всей земли»; «просветитель Земли Русской»; «наследник небесного царства «правдою по отмечен, крепостью перепоясан, истиною обут, смыслом венчан»; «наследник небесного царства «правдою по отмечен, крепостью перепоясан, истиною обут, смыслом венчан»; не слышавший речей апостолов, но избравший веру, «руководствуясь только добрым смыслом и острым умом» не слышавший речей апостолов, но избравший веру, «руководствуясь только добрым смыслом и острым умом»
Монастыри – общерусские духовные центры Вынашивали идеи Вынашивали идеи самостоятельности Руси от Византии Защищали идеи единства и суверенитета крещеной Руси Пропагандировалиотечественныеисторические традиции в «житиях великих князей» Писали летописи и канонизировали русских святых
«Теория второго Рима» «Теория второго Рима» Союз церкви и царства, возглавляемый пожественным самодержцем – носителем светской и духовной власти Союз церкви и царства, возглавляемый пожественным самодержцем – носителем светской и духовной власти Идея единого вселенского православного государства под властью Византии Идея единого вселенского православного государства под властью Византии Идея о возникновении Киевского государства в результате крещения Руси под влиянием Византии Идея о возникновении Киевского государства в результате крещения Руси под влиянием Византии
«Повесть временных лет» «Повесть временных лет» Нестормонах Киево-Печерского монастыря
1. Опровержение византийской идеи «несамостоятельности» Русского государства, варяжской трактовки «несамостоятельности» – решало насущные политические задачи: 1) отвергались притязания Византии на гегемонию над Киевской Русью; над Киевской Русью; 2) повышалось значение власти киевских князей; 3) подчеркивалось их старшинство 2. Осуждаются княжеские усобицы, ослабляющие Русь перед лицом внешнего врага. Князья-братья призываются к единению и подчинению старшему брату – киевскому князю. «Каждый да держит отчизну свою». Стремление к захватам есть «ненасытство», гордость и «крамола».
«Моления Даниила Заточника» (1229) Беды Даниила и всех сирот – от произвола, пояр, княжеских слуг. Только сильная княжеская власть – гарантия порядка в государстве. Беды Даниила и всех сирот – от произвола, пояр, княжеских слуг. Только сильная княжеская власть – гарантия порядка в государстве. Яко же дуб крепится множеством корней, такое град наш, твоею державою. Установление единовластия князя – основная идея произведения. Установление единовластия князя – основная идея произведения. Орел птица – царь над всеми птицами, а осетр над рыбами, а лев над зверьми, а ты, княже, над переяславцами.
«Гроза» - сильная карающая власть: восстанавливает нарушенную справедливость и пресекает беззаконие Управлять крепко и справедливо Иметь при себе «думцев» и опираться на их совет Советники должны быть умны, мудры, не творить беззакония Не обязательно брать старых и опытных, ипо важен ум Войско хорошее и многочисленное должно быть руководимо мудрыми ипо «ипо только полки мудрых сильны», «полки безумных храбры, но не только храбростью а и умом достигается победа»