Введение « Салическая правда » Экономическая мысль средневекового мусульманского мира Ибн Хальдун Экономические воззрения канонистов Августин Блаженный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Харьковский национальный экономический университет им. Семена Кузнеца Экономическая мысль западноевропейского средневековья Выполнила студентка 2 курса.
Advertisements

Тема 1.2. Экономическая мысль в античном мире и в эпоху Средневековья Экономическая мысль Древнего Востока Экономические идеи в Античной Греции.
Выполнили : Мельников Дмитрий, Лукин Максим. Собственность - принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право.
История развития экономической мысли Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны Первые попытки теоретически осмыслить.
Содержание теории трудовой стоимости и предельной полезности.
Экономическая мысль Древнего мира получила значительное развитие в античную эпоху-период завершения формирования рабовладельческого способа производства.
Меркантилизм
Рыночная организация хозяйства Подготовила студентка группы Т 9-14 Марейчева Юлия Преподаватель: Кремер Ольга Ивановна.
Экономическая мысль Древнего Китая
Экономическая мысль древних цивилизаций
Адам Смит Теория трудового общества Смита
Курс ФОДК Тема 1. Деньги и их роль в экономике Наумова Т. С., доцент, к.э.н.
Утверждение феодального строя в странах Западной Европы в IXXI вв. Чупров Л.А. МОУ СШ 3 с. К-Рыболов Приморского края.
ФГОУ «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ проф., д.и.н. Е.В. Лаптева Варианты развития феодальной экономики РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Земля принадлежит государству По древней традиции государство в странах Европы обладало правом верховной собственностью на землю. Государство должно было.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Мировая история: средневековье и начало нового времени. Отечественная историческая наука рассматривала средневековый период мировой истории как историю.
К XVIII веку Россия окончательно утвердилась как единое государство: сформировался единый рынок, товарно-денежные отношения, возникают торговые центры,
4. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ЕЁ ФУНКЦИИ. ПОЗИТИВНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ЭТ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.
– характерная черта философии средневековья, признание единственным источником познания Бога. Теоцентризм Смысл жизни в счастье, а счастье – это служение.
Транксрипт:

Введение « Салическая правда » Экономическая мысль средневекового мусульманского мира Ибн Хальдун Экономические воззрения канонистов Августин Блаженный Фома Аквинский Вывод Использованная литература План презентации

С самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества. Существенной особенностью экономической мысли средневековья является ее сугубо богословский характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам прису ­ щи, причудливые нормы религиозно - этического и авторитарного свойства. Средневековый тип натурально - хозяйственных отношений, или феодализм, зародился в IIIVIII вв. в ряде государств Востока и в VXI вв. в странах Европы.

" Салическая правда " отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной. Вместе с тем общинные принципы экономической жизни совмещались в ней с признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как правомерных явлений. « Салическая правда » (VI в. н. э.)

Спустя три столетия экономические вопросы средневекового поместья получили отражение в " Капитулярии о виллах " ( закон о поместьях ) ( нач. IX в ), изданном при Карле Великом. В этом документе закреплялась крепостная зависимость крестьян. Задача экономической политики сводилась к утверждению крепостничества.

Основной труд – « Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле » Ибн - Хальдун гг.

осознанному отношению к труду ; борьбе с расточительством и жадностью ; пониманию несбыточности имущественного и социального равенства. Основным достижением мыслителя является дифференцированная характеристика эволюции общества от « примитивности » к « цивилизации ». Последняя, на его взгляд, к традиционным занятиям земледелия и скотоводства прибавила ремесло и торговлю. Выдвинул концепцию " социальной физики ", которая призывала к :

Ибн - Хальдун считал, что успешное развитие всех отраслей экономики позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека. Чем ниже устанавливается размер налогов, тем более реален расцвет любого города, общества в целом. Ибн – Хальдун

Деньги Ибн - Хальдун признавал важным элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из золота и серебра. Деньги отображают « количественное содержание человеческого труда во всем приобретаемом », и в них « основа приобретения накопления и сокровища ». Ибн – Хальдун

Главные труды - " О граде Божием " и " Исповедь ". В конце IV- начале V вв. заложил догматические безальтернативные принципы религиозно - этического подхода к экономическим проблемам. Экономические воззрения канонистов : Августин Блаженный Августин Блаженный гг.

Экономические воззрения Августина : а ) вид труда ( умственный или физический ) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны ; б ) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами ; в ) " справедливая цена " есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство. Экономические воззрения канонистов : Августин Блаженный

Основной труд – трактат « Сумма теологии », в нем дана морально - этическая характеристика экономических категорий. Экономические воззрения канонистов : Фома Аквинский Фома Аквинский гг.

В своей работе Сумма богословий Фома Аквинский изложил экономические идеи канонического права : 1. деньги не могут порождать деньги ; 2. необходимо сословное деление общества ; 3. богатство подразделяется на естественное ( плоды земли и ремесла ) и искусственное ( золото и серебро ); 4. признание необходимости частной собственности. « Справедливой ценой » Фома Аквинат считал : - цену, которая сообразна издержкам ; - цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию. Экономические воззрения канонистов : Фома Аквинский

Ранние канонисты - святой Августин Поздние канонисты - Фома Аквинский Разделение труда Умственный и физические виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе Деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей Богатство Труд людей создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое накопление последних (« искусственного богатства ») является грехом Золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и « умеренного » богатства

Ранние канонисты - святой Августин Поздние канонисты - Фома Аквинский Обмен Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей. Обмен как субъективный процесс не всегда обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь « поступает на пользу одному и в ущерб другому ». Справедливая цена Ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу « справедливой цены ». Затратный принцип установления « справедливой цены » считается неточным, так как он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества денег и нанести ущерб.

Ранние канонисты - святой Августин Поздние канонисты - Фома Аквинский Деньги Деньги являются искусственным изобретением людей и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря « внутренней ценности » монеты. Ценность денег ( монет ) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства. Торговая прибыль и ростовщический процент Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из торговых и ссудных операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как не богоугодные грешные явления. Крупные доходы купцов и ростовщиков тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющем место в благопристойной деятельности.

Экономические идеи средневековья в основном основывались на религии, которая осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, считая их результатом неправильного обмена и присвоения чужого труда, т. е. как грех. Вывод

« История экономических учений : Курс лекций », Титова Н. Е. « История экономических учений », Я. С. Ядгаров, 3 е издание. « История экономических учений », Городецкий В. Использованная литература