Методика преподавания словообразования. ПЛАН: 1. Значение, место, содержание, принципы обучения морфологии на уроках русского языка. 2. Методика изучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронное учебно – практическое пособие по русскому языку для 2 – 3 классов « Состав слова »
Advertisements

Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Состав слова. План морфемного разбора
Морфемный и словообразовательный разбор слова. ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Выполнила : студентка 2 курса группы С
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок» г. Выборг.
– раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слов.
Новое содержание работы логопеда с введением ФГОС предметные результаты по русскому языку должны отражать «…сформированность позитивного отношения к правильной.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Тема проекта «Безударные гласные в корне слова» Учитель начальных классов: Петрова О.А. г. Энгельс МОУ «СОШ 21»
Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 6 классе «Имя прилагательное» Выполнила учитель русского языка и литературы.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Автор программы: О.С. Евсейко – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Отличник народного.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Цель курса: - обобщить полученные знания по орфографии; - закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной.
Транксрипт:

Методика преподавания словообразования

ПЛАН: 1. Значение, место, содержание, принципы обучения морфологии на уроках русского языка. 2. Методика изучения теоретических понятий по морфологии. 3. Умения и навыки по морфологии, методы их формирования. 4. Морфологический разбор на уроках русского языка.

Словообразование – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы, связанные с составом слова (морфемикой), отношения между родственными словами и основные способы словообразования. Усиление практической направленности обучения русскому языку привело к выделению в школьном курсе русского языка самостоятельного раздела «Морфемика», в котором изучается строение слова. Согласно школьной программе морфемика изучается в 5 классе, в 6 классе учащиеся знакомятся с основными способами словообразования.

Знание морфемного состава и основных способов словообразования помогает осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутье школьников. Кроме этого, в процессе изучения словообразования формируется интерес школьников к урокам русского языка, к строению слова, изменению его значения.

В процессе изучения словообразования необходимо опираться на: общедидактические (научность, систематичность, преемственность и др.); общеметодические (экстралингвистический, нормативно- стилистический, исторический и др.); частно методические принципы.

Частнометодические принципы включают: - Структурно-словообразовательный принцип диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования, предполагает развитие способности опираться на морфемную структуру слова в процессе словообразовательного анализа. Например, слово дворник образовано от производящей основы двор- с помощью суффикса –ник; -Лексико-словообразовательный принцип связан с соотношением лексического и грамматического значений словообразовательной модели. Например, слово ельник обозначает место, где растут одни ели; словообразовательный суффикс -ник обозначает место, на котором растут породы деревьев, обозначенные корнем (осинник, малинник); - Мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (толкования): стрелять – стрела, черепаха – череп и т.д.

Изучение словообразования на уроках русского языка имеет направленности: практическую, коммуникативную. Направленность, осуществляется с учетом ряда принципов: общедидактических, обще методических и частно методических.

Основная цель изучения – опираясь на структурно- семантическую характеристику слова, научить школьников ориентироваться в морфемной структуре слова, устанавливать способ словообразования и на этой основе развивать чувство языка, формировать орфографические навыки учащихся.

Для формирования знаний об основных теоретических понятиях словообразования, о морфемной структуре слова используются различные приемы: беседа; сообщение учителя; чтение правила; показ речевого образца Формированию основных умений и навыков школьников при изучении данного раздела способствуют различные морфемные и словообразовательные упражнения.

Морфемные упражнения формируют у школьников умение определять структуру слова: -найдите слова, имеющие приставки, суффиксы и т.п.; -обозначьте условными знаками части слова; -подберите слова с такими же суффиксами (приставками); -выполните графический диктант; -сгруппировать слова по наличию в них разных приставок (суффиксов); -заполнить таблицу, используя данные примеры; - разберите слова по составу и др.

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно- семантические связи и определять способ образования искомого слова: -определить, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово; -составить цепочку однокоренных слов; -определить способ образования слова; -восстановить пропущенные звенья в словообразовательной цепочке и др. Эти упражнения имеют большое значение для формирования на их основе орфографических навыков.

Также для увлечения школьников словообразовательными понятиями учитель может использовать: лингвистические игры; шуточные стихотворения; лингвистические сказки по морфемике; лингвистические сказки по словообразованию. Это позволяет в игровой форме познакомить детей с теми или иными языковыми понятиями.

Для правильного понимания словообразовательной структуры и грамматической формы слова необходимо умение производить морфологический и словообразовательный анализ. К сожалению, на практике эти виды анализа не всегда разграничиваются и проводятся правильно, хотя каждый из них имеет свою задачу и свою методику. Морфемный разбор слова преследует цель – выявить значимые части слова – морфемы – с точки зрения современного русского языка. Чтобы морфемный анализ удовлетворял современным требованиям современной лингводидактики, необходимо до разбора структурных элементов слова установить его конкретное значение и лексико-грамматическую принадлежность к той или иной части речи, а затем определить значимые части.

Последовательность морфемного разбора: 1. Определить изменяемость – неизменяемость слова, указать часть речи. 2. В изменяемых словах выделить окончание, указать грамматические признаки. 3. Выделить основу. 4. Выделить корень путем подбора однокоренных слов. 5. Выделить суффикс и приставку (если есть).

Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке, каким способом, от какой основы. Следует отметить, что учащиеся испытывают значительные трудности при выполнении словообразовательного разбора. Основной типичной ошибкой является указание в качестве производящей основы не ближайшего слова, а слова, начинающего словообразовательную цепочку. Словообразовательный разбор состоит только из одного, последнего звена - суффиксального способа.

В процессе изучения словообразования целесообразно познакомить учащихся с этимологическим разбором. В ходе этимологического анализа слова устанавливается: исконным или заимствованным является слово, какие изменения произошли в структуре слова. Специальные исследования показывают, что этимологический анализ активизирует языковую интуицию учащихся особенно в тех случаях, когда школьнику предлагается сначала самостоятельно доказать родство предложенных групп слов (например, мешок – мех, кость – кощей, печка - печаль – пещера и др.); высказать свои предположения, а затем проверить свою лингвистическую догадку, обращаясь к этимологическому словарю.

ВЫВОДЫ: Таким образом, система работы по словообразованию, использование морфемных и словообразовательных упражнений позволяет учителю развивать словарный запас школьников, научить орфографически правильному письму, связной письменной и устной речи, т.е. коммуникативным навыкам.