Изучение результатов РДР с учетом социально - педагогического контекста Матюшкина М. Д.,
Цели исследования Зависимость результатов РДР от социального и педагогического контекста Мотивация изучения предметов, сравнение результатов и удовлетворенности ( по самооценкам учеников ) Исследования проводились при написании РДР в 9 классах по русскому языку (724 анкеты учащихся ) и по математике (738 анкет учащихся )
Для чего нужны предметы
Трудности
Удовлетворенность
Трудоемкость – время на ДЗ
Трудоемкость – количество занятий
Наибольшие различия Русский язык Математика Мне нравится предмет 70%61% Трудно понять учебный материал 16%25% Хотели бы, чтобы уроков было больше, чем есть 30%15% Занятия на элективных курсах 32%41% Занятия с репетиторами 7%29%
Индивидуальные результаты - общее : значимость интереса к предмету, родного языка ( русский ) Русский язык : значимы корреляции с женским полом малым временем, затрачиваемым на ДЗ большим количеством книг дома Математика : значимы корреляции с мужским полом значительным временем, затрачиваемым на ДЗ математическим складом ума с тем, что профессиональная деятельность кого - то из родителей связана с серьезным знанием математики
Значимость социального контекста подтверждена, но … Русский язык : средний балл по школе высоко коррелирует с % учеников, для которых Русский язык – родной Дома много книг (2 книжных шкафа и более ) Читают 1-2 книги в месяц сверх программы Математика : средний балл по школе высоко коррелирует с % учеников, которые Занимаются с репетитором Нравится учитель математики Математика нужна для будущего ( вуз и жизнь )
Результаты : зависимость от типа школы Есть явная зависимость результатов от типа ОО
Общие выводы Большинству учеников нравятся предметы !!! Интерес к предмету – центральный мотивирующий фактор, и он присутствует гораздо в большем числе случаев, чем думают учителя. Не только прагматическая мотивация, но также и удовольствие от процесса ( например, решения задач ) является фактором, коррелирующим с достижением результатов. Результативность зависит от интенсивности обучения и величины нагрузки. Учащиеся готовы учиться больше по самым важным для них дисциплинам.
Из исследования портрета учителя математики СПб АППО ( Лукичева Е. Ю.) Тематика Не проходили курсы ФГОС 18% ЕГЭ 64% ОГЭ ( ГИА ) 58% Эксперты ЕГЭ 88% Эксперты ОГЭ 86% ИКТ 24% Укажите факторы, препятствующие Вашей профессиональной деятельности
Из исследования портрета учителя математики СПб АППО ( Лукичева Е. Ю.) Испытываете ли Вы затруднения в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся ? Испытываете ли затруднения в составлении рабочих программ ? Испытываете ли Вы проблемы с выбором методов обучения и умением сочетать методы, средства и формы обучения ?
Перспективы Изучать зависимость результатов от : Квалификации учителя ( более тонкие измерения, чем категория ) УМК Используемых технологий Повышения квалификации Использования компьютерного оборудования Использования интернет Участия в экспериментальной, инновационной деятельности … Методы, при которых не нужно анкетировать учащихся ОО