Презентация «Социометрический метод Дж. Морено»
Из истории Методика "Социометрия" разработана американским психиатром и социологом Джекобом Леви МОРЕНО в 1951 году. Дж. Морено считал, что основное средство решения социальных проблем – упорядочивание отношений между людьми. Также он известен как основатель такого направления психотерапии как психодрама. –
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ТЕСТА изучение сплоченности или разобщенности коллектива; по принципу симпатии или антипатии определение лиц, имеющих формальное и неформальное лидерское влияние на членов коллектива; определение внутри основной группы обособленных подгрупп, выявление их лидеров
Социометрический метод Морено базируется на пяти главных тезисах: человеческие чувства имеют количественное измерение и выражаются в простейших единицах «теле» ни один человек не может жить без эмоциональных связей с другими людьми, а потому не отдельный индивид, а эмоционально объединенная группа является наименьшим элементом общества, своего рода «социальным атомом» в отношениях между людьми действует закон социальной гравитации высшие формы коллективных организаций развиваются из низших, простейших внутри любой группы симпатии и привязанности распределяются неравномерно: большая часть эмоциональных влечений ее членов направлена на немногих участников (т.н. «звезд»), тогда как большинство участников оказывается эмоционально обездоленным («социометрический пролетариат»).
Критерии социометрического выбора Формальные - измеряют отношения в совместной работе, для выполнения которой и существует исследуемая группа. Неформальные - исследуют эмоционально-личностную связь участников группы, выявляют предпочтения в неформальном взаимодействии. Формальные Неформальные
В зависимости от характера исследовательской задачи выделяют критерии коммуникативные, направленные на выявление взаимоотношений в группе (например, «Кого бы Вы выбрали для….», и гностические, выясняющие степень осознания человеком своих взаимоотношений с членами группы («Кто, по Вашему мнению выбрал бы Вас…..». По характеру выявляемых взаимоотношений критерии подразделяются на двойные, предполагающие отношения партнерства, равенства позиций выбирающего и выбираемых им (например «С кем бы Вы не согласились пойти в поход?») и ординарные, связанные с установлением иерархических отношений лидерства и подчинения (Кого бы Вы выбрали бригадиром на субботнике?»). По количеству ответов критерии подразделяются на непараметрические (т.е. без ограничения количества возможных выборов, например, в группе, состоящей из 20-ти человек можно сделать 19 выборов), и параметрические (т.е. с четким ограничением количества возможных выборов, как правило от 3-х до 5-ти).
«Социометрическое ограничение» С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. где Р вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N - число членов группы. Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30.
Социометрическая карта группы 1. а) Кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)? б) Кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям? 2. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации? б)С кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
Социоматрица
Социометрические индексы ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ГРУППОВЫЕ Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле. где C i социометрический статус i- члена,R i полученные i-членом выборы, знак алгебраического суммирования числа полученных выборов j-члена, N число членов группы.
Социограмма Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ