Классицизм. Классицизм художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII-XIX вв. Поздний классицизм стиль ампир (« имперский ») утверждал в Европе идеал « просвещенной империи » Триумфальная арка в Париже. Один из главных символов ампира позднего классицизма
Цели стиля. Классицизм предполагает строгие правила создания художественного произведения, которые придают ему лаконичность и логичность. Внимание уделяется только чёткой проработке основной части, не распыляясь на детали. Приоритетная цель такого направления – исполнение общественно - воспитательной функции искусства, стремление к уравновешенности, ясности, логичности художественного выражения ( во многом воспринятое из эстетики Возрождения ), убеждённость в существовании универсальных и вечных, не подверженных историческим изменениям, правил художественного творчества, которые трактуются как умение, мастерство, а не проявление спонтанного вдохновения или самовыражения
Представители стиля. Жак - Анж Габриэль, Пиранези, Жак - Жермен Суффло, Баженов, Карл Росси, Андрей Воронихин, ( архитектура ): Антонио Канова, Торвальдсен, Федот Шубин, Борис Орловский, Михаил Козловский ( скульптура ): Никола Пуссен, Лебрен, Энгр ( живопись ): Вольтер, Сэмюэл Джонсон, Державин, Сумароков, Хемницер ( литература ) Жак - Анж Габриэль.
Средства художественного выражения. Как и всякий другой архитектурный стиль, классицизм характеризуется определенными средствами художественной выразительности : провозглашенный рационалистической философией Просвещения культ разума, призывы к « мудрой простоте » и « естественности ». Постройки классицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выветренностью пропорций. Главными законами построения архитектурной композиции были симметрия, акцентирование центра, гармоническое соподчинение частей и целого. « Украшение только то у места, которое вид надобности имеет »,- писал архитектор Н. А. Львов
Большой театр в Варшаве Вандомская колонна Поздний классицизм в интерьере