Народы Крайнего Севера – история и современность.
Праздники народов крайнего севера. Дать общую характеристику взглядов и обычаев северных народов представляется весьма сложным, в силу огромных различий и неоднородности, но все-таки мы хотим обратить внимание на наиболее общие и интересные представления. Дать общую характеристику взглядов и обычаев северных народов представляется весьма сложным, в силу огромных различий и неоднородности, но все-таки мы хотим обратить внимание на наиболее общие и интересные представления.
Медвежьи игрища Медвежий праздник или медвежьи игрища - наиболее древняя церемония, которая сохранилась и до наших дней. Этот праздник занимает центральное место в культуре ханты- мансийский народностей. Различные формы почитания медведя прослеживаются в археологических памятниках разных эпох и известны у многих народов мира. В Северной Азии культ медведя и медвежий праздник наиболее развиты у обских угров (хантов и манси), народов Нижнего Амура, кетов, эвенков, в Северной Америке у атапасков, в Японии - у айнов. Медвежьи игрища проводились как периодически (один раз в семь лет).Различные авторы по-разному объясняют возникновение культа медведя. Большинство исследователей видят смысл медвежьих церемоний в стремлении помирить душу медведя с добывшим его охотником. В то же время в культе медведя четко выражается отношение к нему как промысловому животному, возрождение которого на земле является очень важным для северных народов. Медвежий праздник или медвежьи игрища - наиболее древняя церемония, которая сохранилась и до наших дней. Этот праздник занимает центральное место в культуре ханты- мансийский народностей. Различные формы почитания медведя прослеживаются в археологических памятниках разных эпох и известны у многих народов мира. В Северной Азии культ медведя и медвежий праздник наиболее развиты у обских угров (хантов и манси), народов Нижнего Амура, кетов, эвенков, в Северной Америке у атапасков, в Японии - у айнов. Медвежьи игрища проводились как периодически (один раз в семь лет).Различные авторы по-разному объясняют возникновение культа медведя. Большинство исследователей видят смысл медвежьих церемоний в стремлении помирить душу медведя с добывшим его охотником. В то же время в культе медведя четко выражается отношение к нему как промысловому животному, возрождение которого на земле является очень важным для северных народов.
В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) или 4 (если медведица). Когда медведь должным образом обряжен, проводится ритуал - зверя проносимая дорога. В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) или 4 (если медведица). Когда медведь должным образом обряжен, проводится ритуал - зверя проносимая дорога.
Добытого медведя везут в стойбище или поселок через все близлежащие священные места, делая остановки на озерах, реках, особо выделяющихся лесах и болотах, встречающихся на пути. Подходя к селению, охотники четыре или пять раз ( в зависимости от пола добытого зверя) кричат, оповещая жителей о приходе лесного гостя. Те в свою очередь должны встретить его чашей с дымящейся чагой, окуривают охотников и зверя, очищаются сами, обрызгивая друг друга водой или снегом. Добытого медведя везут в стойбище или поселок через все близлежащие священные места, делая остановки на озерах, реках, особо выделяющихся лесах и болотах, встречающихся на пути. Подходя к селению, охотники четыре или пять раз ( в зависимости от пола добытого зверя) кричат, оповещая жителей о приходе лесного гостя. Те в свою очередь должны встретить его чашей с дымящейся чагой, окуривают охотников и зверя, очищаются сами, обрызгивая друг друга водой или снегом.
В селении сначала голову медведя устанавливают за священным углом дома и проводят обряд гадания. Под голову медведя кладутся священные железные предметы - ритуальные стрелы, нож. Присутствующие на церемонии поочередно подходят к медведю и приподнимают голову. Если голова становится тяжелой, это означает, что медведь готов разговаривать с данным человеком. Прежде всего, у медведя спрашивают согласия на проведение игрищ. Когда согласие получено, определяется животное, которое необходимо принести в жертву, а также каким духом он хочет быть посажен по окончании праздника: домашним, родовым, местным. С конкретной датой проведения игрищ определяются хозяева - охотники или охотник, добывшие медведя. Обычно приглашаются жители селения или близлежащих стойбищ, исполнители священных песен и танцев могут приходить без приглашения. Все гости приносят с собой угощение для медведя. Атрибуты для медвежьей церемонии (ритуальные халаты, рукавицы, шапки, стрелы, шкурки пушных зверей, маски) хранятся в специальных местах (священных ящиках) и достаются перед праздником. Медвежья голова помещается в правый передний угол дома, который считается священным, и обряжается. На глаза и нос кладутся монеты, сверху накидывается платок. Медведице надевают бисерные украшения. В селении сначала голову медведя устанавливают за священным углом дома и проводят обряд гадания. Под голову медведя кладутся священные железные предметы - ритуальные стрелы, нож. Присутствующие на церемонии поочередно подходят к медведю и приподнимают голову. Если голова становится тяжелой, это означает, что медведь готов разговаривать с данным человеком. Прежде всего, у медведя спрашивают согласия на проведение игрищ. Когда согласие получено, определяется животное, которое необходимо принести в жертву, а также каким духом он хочет быть посажен по окончании праздника: домашним, родовым, местным. С конкретной датой проведения игрищ определяются хозяева - охотники или охотник, добывшие медведя. Обычно приглашаются жители селения или близлежащих стойбищ, исполнители священных песен и танцев могут приходить без приглашения. Все гости приносят с собой угощение для медведя. Атрибуты для медвежьей церемонии (ритуальные халаты, рукавицы, шапки, стрелы, шкурки пушных зверей, маски) хранятся в специальных местах (священных ящиках) и достаются перед праздником. Медвежья голова помещается в правый передний угол дома, который считается священным, и обряжается. На глаза и нос кладутся монеты, сверху накидывается платок. Медведице надевают бисерные украшения.
Каждое утро перед головой зверя исполняется "песня пробуждения", откидывается наброшенный платок. Когда медведь "разбужен", перед ним должна обязательно стоять чаша с дымящейся чагой. Чагой также очищается все, что подносится медведю: еда, платки, шкурки. По окончании каждого дня игрищ медведю поется "песня, укладывающая спать" - и на голову снова набрасывается платок. Считается, что теперь медведь спит. В зависимости от количества присутствующих на празднике знатоков фольклора, на медвежьих игрищах исполняется до 300 "номеров": песен, танцев, пантомимических сценок, диалогов, кукольных представлений. Исполнителями всех фольклорных жанров на медвежьих игрищах являются мужчины. Они исполняют как мужские, так и женские роли. Единственно место, где женщина не только может, но и обязана показать себя - это женский танец, который исполняется каждый день по окончании цикла "звериных (медвежьих) песен". Каждое утро перед головой зверя исполняется "песня пробуждения", откидывается наброшенный платок. Когда медведь "разбужен", перед ним должна обязательно стоять чаша с дымящейся чагой. Чагой также очищается все, что подносится медведю: еда, платки, шкурки. По окончании каждого дня игрищ медведю поется "песня, укладывающая спать" - и на голову снова набрасывается платок. Считается, что теперь медведь спит. В зависимости от количества присутствующих на празднике знатоков фольклора, на медвежьих игрищах исполняется до 300 "номеров": песен, танцев, пантомимических сценок, диалогов, кукольных представлений. Исполнителями всех фольклорных жанров на медвежьих игрищах являются мужчины. Они исполняют как мужские, так и женские роли. Единственно место, где женщина не только может, но и обязана показать себя - это женский танец, который исполняется каждый день по окончании цикла "звериных (медвежьих) песен".
Медвежьи игрища - это особое пространство, противоположное обыденному, мирскому. День и ночь здесь как бы меняются местами. Церемония обычно начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. Все дни праздника (за исключением последнего) похожи друг на друга и жестко структурированы. Каждый день после пробуждения медведя исполняется несколько песен "звериного" цикла. Количество исполнителей нечетное. Три, пять или семь человек, взявшись за мизинцы, исполняют песню перед головой медведя, поднимая и опуская в такт песне руки. В основе "медвежьих" песен обычно лежит сюжет, в котором описывается встреча человека с медведем, "пропиваются" нормы поведения. Повествование идет от лица медведя. В конце песни указывается, духом какого рода или места медведь становится. Медвежьи игрища - это особое пространство, противоположное обыденному, мирскому. День и ночь здесь как бы меняются местами. Церемония обычно начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. Все дни праздника (за исключением последнего) похожи друг на друга и жестко структурированы. Каждый день после пробуждения медведя исполняется несколько песен "звериного" цикла. Количество исполнителей нечетное. Три, пять или семь человек, взявшись за мизинцы, исполняют песню перед головой медведя, поднимая и опуская в такт песне руки. В основе "медвежьих" песен обычно лежит сюжет, в котором описывается встреча человека с медведем, "пропиваются" нормы поведения. Повествование идет от лица медведя. В конце песни указывается, духом какого рода или места медведь становится.
В зависимости от места проведения игрищ порядок и количество приходящих великих духов может меняться. Общими персонажами хантыйских и мансийских медвежьих праздников являются "за миром наблюдающий мужчина" и Великая праматерь, дающая жизнь и определяющая судьбу каждого человека. Она также определяет места пребывания и функции всех Великих духов, которые по мифам приходятся ей внуками. Все приходящие на праздник Великие духи исполняют свой священный танец. Последней обычно появляется Великая праматерь, которая поет песню-наставление о том, как следует вести себя мужчинам и женщинам, чтобы дети их были живы - здоровы. Перед тем как она исполнит свой танец, присутствующие женщины набрасывают на нее свои платки. Считается, что платок, продержавшийся на голове исполнителя все время, пока он танцует танец праматери, приносит удачу в семейной жизни. Завершается медвежий праздник появлением персонажей, изображающих различных птиц и животных. Они пытаются выкрасть оставшуюся душу медведя (остальные уже сопровождены на небо в ходе проведения праздника), чтобы он не возродился. Присутствующие на празднике криками отгоняют приближающихся к медведю зверей. Если никто из зверей не смог забрать эту последнюю душу, то она остается при медведе. В зависимости от места проведения игрищ порядок и количество приходящих великих духов может меняться. Общими персонажами хантыйских и мансийских медвежьих праздников являются "за миром наблюдающий мужчина" и Великая праматерь, дающая жизнь и определяющая судьбу каждого человека. Она также определяет места пребывания и функции всех Великих духов, которые по мифам приходятся ей внуками. Все приходящие на праздник Великие духи исполняют свой священный танец. Последней обычно появляется Великая праматерь, которая поет песню-наставление о том, как следует вести себя мужчинам и женщинам, чтобы дети их были живы - здоровы. Перед тем как она исполнит свой танец, присутствующие женщины набрасывают на нее свои платки. Считается, что платок, продержавшийся на голове исполнителя все время, пока он танцует танец праматери, приносит удачу в семейной жизни. Завершается медвежий праздник появлением персонажей, изображающих различных птиц и животных. Они пытаются выкрасть оставшуюся душу медведя (остальные уже сопровождены на небо в ходе проведения праздника), чтобы он не возродился. Присутствующие на празднике криками отгоняют приближающихся к медведю зверей. Если никто из зверей не смог забрать эту последнюю душу, то она остается при медведе.
Есть еще одна (самая сакральная) часть праздника, на ней запрещено присутствовать детям и женщинам. Мужчины гадают о предстоящей охоте и поют "запретные песни", посвященные последней, оставшейся душе медведя. Если медведь не согласен быть духом - охранителем, то эту душу отправляют на небо, если согласен, то она остается с медведем. Есть еще одна (самая сакральная) часть праздника, на ней запрещено присутствовать детям и женщинам. Мужчины гадают о предстоящей охоте и поют "запретные песни", посвященные последней, оставшейся душе медведя. Если медведь не согласен быть духом - охранителем, то эту душу отправляют на небо, если согласен, то она остается с медведем.