Звуки и буквы Четкое и правильное произношение всех гласных и согласных звуков Согласные мягкие и твердые Различение твердых и мягких согласных Четкое и правильное произношение их в словах Дифференциация звонки и глухих согласных Праврписание сочетаний жи,ши, ча,ща, чу,щу, чк, чн Алфавит и его значение
шоу умения четко и правильно произносить звуки речи, знакомство с фонетическим составом слова, усвоение различия между гласными и согласными, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими, ударными и безударными гласными. При этом отмечается необходимость сравнения и различения звуков, выделенных из слова, по их акустическим и артикуляционным свойствам.
Состав слова Корень, приставка, окончание Выделение корня в словах, однокоренные Слова Правописание непроизносимых согласных в кор Не Правописание звонких и глухих согласных Приставки и выделение их в словах Дифференциация Приставок предлогов
Подбор однокоренных слов с разными приставками Разделительный ь, ъ (после приставки) сопоставление разделительных ь и ъ Ударение Ударный слог в слове Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова Суффикс нахождение суффикса в простых по составу словах
шоу Программой предусматривается рассмотрение слова его лексическом и грамматическом значениях. Учащиеся должны усвоить, что каждое слово обозначает тот или иной предмет или явление действительности, оно имеет определенное значение, а в связной речи может приобретать все новые и новые значения. Грамматическое значение слова выявляется в процессе изуче ния состава его и выделения в нем значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также при овладении общим понятием о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе и др.). Переход к изучению темы «Состав слова» дает возможность познакомить учащихся с морфологическим анализом, что очень важно для общего языкового развития и овладения грамотным письмом.
части речи слова обозначающие названия предметов, выделение их в тексте различения по вопросам Кто? Что? правильное употребление в речи в различных формах. Понятие об имени существительном, изменение существительных по числам, род имен существительных. Имена существительные собственные и нарицательные.
Большая буква в словах, обозначающих отчества людей, названия городов, улиц, рек, гор, фабрик, заводов, колхозов, клички животных и так далее. Названия действий, постановка к ним вопросов что делает? Что делал? Что будет делать? Понятие о глаголе. Изменение глаголов по временам настоящее прошедшее будущее точка Название признаков предметов, постановка к ним вопросов какой? Какая? Какое? Какие? Определение предмета по ряду признаков.
Предложение Составление предложений. Распространение предложения. Связь слов в предложении. Определение предложения. Предложения распространённые и нераспространённые.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Связь между ними по смыслу. Составление предложений по данному подлежащему и сказуемому. Составление распространенных и нераспространенных предложений по схеме. Выделение слов связанных по смыслу без предлога и с предлогом.
шоу При изучении элементов синтаксиса школьники IV классов узнают о предложении, его основных видах по значению и интонации, главных и второстепенных членах предложения, связи между словами, однородных членах предложения. На основе знаний у детей формируются орфографические, речевые, пунктуационные навыки и умения в области языкового анализа: фонетического, морфологического, орфографического и синтаксического. Учащиеся должны знать, что предложения выражают определенную мысль. Путем соответствующих практических упражнений они должны научиться выделять предложения из речи, печатного текста, уметь выделять в предложении слова по вопросам о ком? о чем говорится? что говорится?, уметь распространять предложения по вопросам что? у кого? кому? чем? с чем? о ком? о чем? какой? какие? как?, уметь закончить предложение и т. д.
Связная речь Речь и ее значение в жизни. Наблюдение за особенностями устной и письменной речи. Текст. Вычленение опорных слов в тексте. Сопоставление текста и отдельных предложений, не Объединенных общей Темой. Определение темы текста. Выделение части текста. Озаглавливание небольшого текста и его частей. Речевая этика. Выражение благодарности. Слова, используемые при знакомстве
Чистописание. Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке. Письмо трудную для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений типа: 1) З, к,ж,в,ч,б,д,у,я 2) Г,П,Т,Р,З,Е,Ю,У,Ф 3)Пп,Чч, Рр,Вв, Бб, Ее Упражнение, в безотрывных соединениях букв Связное, ритмичное написание слов и предложений. Словарь
Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические и композиционные (анализ и составление рассказов простейшего типа) упражнения. Вводится понятие текста. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития. При обучении связной речи у младших школьников формируются умения в построении связного текста. Упражнения в связной речи проводятся на уроках чтения и частично на уроках грамматики и правописания, т. е. в процессе изучения всего программного материала.
шоу Задачей обучения письму является развитие мелкой мускулатуры рук, пространственных представлений и глазомера учащихся, совершенствование графических навыков (отработка начертаний букв, четкого, плавного письма слов, предложений, текстов). В результате обучения письму ученик должен «перевести» звук в букву (фонетико- графическое написание), правильно и четко написать букву, слово, предложение, списать их с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки.
вывод Обе программы учитывают индивидуальные особенности и возможности учащихся. В полной мере раскрывают познавательный потенциал. Программа, разработанная для учащихся специальных (коррекционных) школ, менее обширна и реализует меньшее количество задач обучения, что объясняется ограниченными возможностями учеников.