Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: Дайте ребёнку картину, и он заговорит». И в этом смысле картина – прекрасная наглядность, на базе которой дети.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
Advertisements

Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи Автор: Серова Елена Вячеславовна Старший воспитатель.
Подготовила воспитатель Коленко О.В. Организация деятельности педагога ДОУ в процессе обучения детей рассказыванию по картине.
Задачи: Обучение детей рассматриванию по картине Формирование умения замечать самое главное Составление небольших рассказов МЛАДШАЯ ГРУППА.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ (из опыта работы) Автор: Жихарева Л.М. учитель дефектолог ГДОУ детский сад компенсирующего вида «Надежда» С. Белая Глина Краснодарского.
Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому). Консультация для педагогов ДОУ подготовила учитель-логопед Воробьева Ольга МАДОУ д/с «Радуга»
Невского района г. Санкт-Петербург Компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом.
ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.
ПРОЕКТ. "Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц" МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание.
Предметные картины Сюжетные картины Репродукции картин художников.
Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)
Методы и приемы развития связной речи у дошкольников с ОНР.
Презентация по развитию речи по теме: Обучение детей рассказыванию по картине
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Мастер –класс для педагогов. Воспитатель I категории Федосова Лилия Владимировна 2014 г.Обь.
Опыт связан с системой занятий с детьми, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие формированию связной речи.
Транксрипт:

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: Дайте ребёнку картину, и он заговорит». И в этом смысле картина – прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством педагогов и родителей : развивают наблюдательность; совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы (мышление, воображение, внимание, память, восприятие) ; пополняют запас знаний и сведений; развивают речь. 2

3

Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему Реалистичное изображение Картина должна быть высокохудожественной Доступность содержания и изображения 4

Составление описательного рассказа по предметной картине Составление описательного рассказа по сюжетной картине Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту Творческое рассказывание по сюжетной картине 5

Подготовительное Цель: познакомить детей с содержанием картины; уточнить и расширить словарь; научить детей понимать последовательность; происходящих на картине событий; устанавливать связь между предметами и явлениями. Основное Цель: научить детей составлять рассказ (в средней группе ведется работа лишь по подготовке составления рассказа по картине) 6

точная передача сюжета; самостоятельность; образность; целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей рассказа; выразительность; умение интонировать; акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи; фонетическая четкость каждой фразы. 7

Цели 1. Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное. 2. Постепенно перейти от занятий номенклатурного (Е. П. Тихеева) характера, когда дети просто перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов). Структура занятия Часть 1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя. Часть 2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей. Основной прием проведения занятия беседа К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей (как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя). 8

Цели 1. Подвести детей к составлению небольшого связного повествования. 2. Развивать монологическую речь. Виды рассказов по картине Описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам. Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как дети научатся описывать предметные и сюжетные картинки). Структура занятия Рассматривание картины. Беседа, уточняющая основное содержание картины и ее детали. Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно). Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений). 9

Рассказ по серии сюжетных картин Рассматривается и описывается каждая картина из серии. Выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя к самостоятельному рассказыванию 10

Цели 1. Учить детей правильно понимать содержание картины. 2. Воспитывать чувства (в зависи­мости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д. 3. Учить составлять связный рассказ. 4. Активизировать и расширять словарный запас. 5. Развивать внимание, память, инициативность, мышление. Характерные особенности занятий Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета. Приемы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания. Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания («Тебе сказали расскажи", а ты одно слово сказал»; «Нужно придумать, что дальше было. Самому придумать, потому что на картине это не нарисовано», «Я дала задание рассказать про этих ребят, а ты о другом рассказываешь»). Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное). Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной для детей). 11

Виды рассказов Составление описательных рассказов по сюжетной картине Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин Творческое рассказывание по картине В порядке возрастания сложности: Составление рассказа с добавлением последующих событий. Составление рассказа с заменой объекта. Составление рассказа с заменой действующего лица. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий. Составление рассказа с добавлением объекта. Составление рассказа с добавлением действующего лица. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц. Составление рассказа с изменением результата действия. Составление рассказа со сменой времени действия. Рассматривание пейзажных картин 12

Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве образца часто используется художественное произведение Рассматривание картин осуществляется по частям Используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы. Активизация словаря, обогащение образными выражениями. Логопед может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании. Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. Рассматривание натюрмортов Вывешивается несложная картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Логопед воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы примерно так, как они нарисованы на картине. Составление натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон, форма предметов. Затем это все сравнивается с картиной. В конце года самостоятельное описание натюрмортов. 13

Логопед Воспитатель - руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса и грамматического строя речи дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время, с учётом лексической темы) - проводит занятия по развитию связной речи: ( I – IIэтапы: подготовительное и основное занятия – рассказывание по картине) - ознакомлением с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем; - проводит занятия по развитию связной речи, который включает: - подготовительный этап: экскурсии, наблюдения в природе, чтения художественной литературы по теме) работа по накоплению, уточнению и активизации словаря; работа по развитию грамматического строя речи; толкование и отгадывание загадок; самостоятельное загадывание детьми загадок (подготовительная группа); - I этап - подготовительное занятие (рассматривание картины) 14

ПРИЁМ: «Беседа по вопросам». ПРИЁМ: «Приём совместных действий». ПРИЁМ» «Приём мысленного вхождения в картину». ПРИЁМ: «Составление рассказа по частям». ПРИЁМ: «Образец рассказа по картине. 15

Разыгрывание действий персонажей картины – (игры – инсценировки с использованием пантомимы, игры – фантазии с применением средств языковой выразительности: темпа, ритма, высоты и силы голоса, дикции). Игры «Угадай, чей разговор я услышала». Игра – упражнение «Угадай-ка! Игра – упражнение «Отгадай персонаж». Задания на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между словами в пословицах(Детям даётся задание воспроизвести пословицу правильно: исправить структурную ошибку и объяснить, что нарушается смысл пословицы. Например, почему пословица будет неправильной, если мы скажем: «Не береги нос в большой мороз». Дети отвечают, что нарушается смысл пословицы, так как… Придумывание вариантов названия к картине. Придумывание ситуации, предваряющей события, изображённые на картине. Составление продолжения к изображённому сюжетному действию. 16

Установление последовательности серии. Отобрать из нескольких картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ. Восстановить последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки). Определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает и рассказать; и тогда выкладываем недостающую картинку). Найти лишнюю картинку. Распутать две сюжетные линии про одного главного героя. Подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения. Использовать семантические абсурды (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками). 17

18

19