Олигофренопедагогика отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации
Содержание История олигофренопедагогики Объект олигофренопедагогики Предмет олигофренопедагогики Задачи олигофренопедагогики Содержание профессиональной деятельности Учебные заведения РБ
История олигофренопедагогики История оказания помощи детям с нарушениями интеллектуального развития распадается на три периода: до Октябрьской революции; в СССР; в настоящее время.
До Октябрьской революции общественность в лице мыслителей, медиков и педагогов высказывалась за осуществление мероприятий по лечению и воспитанию слабоумных. В 1854 году в Риге доктор Фридрих Пяльц открыл лечебно-педагогическое заведение для малоспособных, слабоумных и идиотов. В дальнейшем оно было преобразовано в пансионат для эпилептиков и слабоумных. В одном из первых в России медико-педагогическом заведении для умственно отсталых детей, которое открыл в 1882 г. И. В. Малеревский, воспитательные влияния были направлены на адаптацию детей к будущей жизни посредством привития им трудовых умений. Заведение И. В. Малеревского существовало 20 лет (с 1882 по 1903 гг.) Оно выпустило 401 воспитанника обоих полов. В заведение принимались дети с разной степенью умственной отсталости: от самой тяжёлой до относительно лёгкой. Воспитанники делились на 2 отделения: старшее воспитательное отделение обучалось по программе средних учебных заведений и знакомилось с каким- нибудь ремеслом; в младшее отделение входили дети с более тяжёлыми формами умственной отсталости, они занимались исключительно физическим трудом. Большое значение придавалось подготовке детей к самостоятельной жизни посредством трудовой деятельности в учреждениях для умственно отсталых детей под руководством Е. К. Грачёвой. Можно сделать вывод о том, что к моменту глобальных социально- экономических изменений 1917 г., в России были сформулированы основные положения, которые открыли путь к новому этапу развития олигофренопедагогики. Среди этих положений: необходимость трудового воспитания как основы для интеграции детей с отклонениями в общество нормально развивающихся, приобщение детей к творчеству; повсеместное использование индивидуального подхода.
В советский период времени была создана дифференцированная сеть учреждений для образования умственно отсталых детей. Развития олигофренопедагогики в советский период определялось фундаментальными работами, среди которых: Ерёменко И. Г. «Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности»; Лаужикас Й. П. «Очерки по воспитанию воли учащихся (на материале исследования развития и воспитания воли учащихся младших классов вспомогательной школы)»; Грошенков И. А. «Изобразительная деятельность, как средство воспитания и развития учащихся вспомогательной школы»; Карвялис В. Ю. «Социально трудовая адаптация выпускников специальных школ (на материале Литовской ССР)»; Перова М. Н. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе»; «Дмитриев А. А. Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы в процессе физического воспитания». В настоящее время исследования в области дефектологии осуществляются в Научно-исследовательском институте коррекционной педагогики АПН РФ. Проблемы научных исследований, опыт обучения детей с нарушениями развития освещаются в журнале «Дефектология».
Объект олигофренопедагогики Объектами олигофренопедагогики являются выявление, диагностика, коррекция, развитие, обучение, воспитание, реабилитация, социальная адаптация, интеграция лиц с нарушениями интеллекта (речи) и оказание им психологической поддержки.
Предмет олигофренопедагогики Олигофренопедагогика является педагогической наукой. Предметом олигофренопедагогики является теория и практика обучения, воспитания, социальная адаптация и реабилитация, интеграция в социум школьников с нарушениями интеллекта.
Задачи олигофренопедагогики раскрытие значения воспитания в коррекционном развитии умственно отсталого ребёнка; изучение закономерностей психического развития умственно отсталых; разработка содержания методов, приемов, средств обучения и воспитания людей, страдающих нарушениями интеллекта и организация их жизни в специальных учреждениях.
Содержание профессиональной деятельности Включает: диагностическую, консультативно- методическую и профилактическую работу; организацию учебно-воспитательного и коррекционного процесса в специальных учреждениях образования в соответствии с требованиями науки и практики; работу с родителями, имеющими детей с нарушениями интеллекта (речи); работу по обмену опытом с отечественными и зарубежными коллегами, реализацию целей и задач Законов Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О правах ребенка», «Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития», Концепции реформирования специального образования, Кодекса об образовании.
Учебные заведения Республики Беларусь, обучающие по данной специальности Белорусский педагогический университет им. М.Танка Витебский государственный университет им. П.М.Машерова