Судьба художника и тема искусства в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Какова была судьба Мастера - Булгакова в стране «победившего социализма»?
Дом Грибоедова РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей МАССОЛИТ - ?
Кто скажет что-нибудь в защиту зависти?
Члены МАССОЛИТа
Выбор художественных средств. Автор использует иронию, описывая дом Грибоедова как храм искусства и характеризуя членов МАССОЛИТа говорящими фамилиями. Пошлость, бюрократизм, псевдо творчество этой творческой организации подчёркивается извещениями о работе спортивных кружков, рыбно – дачной секции. Так, творческими путевками занимается Подложная, а поэтический подраздел МАССОЛИТа представлен Богохульским, Павиановым, Адельфиной Буздяк.
«Словом, ад… О боги, боги мои, яду мне, яду…»
Да возьмите вы любые пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем (гл. 28)
Берлиоз – глава МАССОЛИТа.
-Вы - писатель? -Я - МАСТЕР.
Кто сказал тебе,что нет на свете настоящей вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Что такое «пилатчина»? «Обломовщина», «хлестаковщина», «репетиловщина» - общественные явления. «Пилатчина» - это – совершение поступков, противных совести человека.
У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, ничто меня вокруг не интересует, кроме неё, меня сломали, мне скучно…
«Он не заслужил света, он заслужил покой»
Два мнения 1. Это наказание за малодушие: он не дописал роман, сдался. 2. Мастер обрёл то, что о чём мечтал: обрел желанный уют, верную спутницу жизни, будет писать так, как хочется, будет слушать музыку, постигать мудрость жизни. Где истина?
В. Лакшин: «За недоступностью для Мастера райского «света», решение его загробных дел поручено Воланду. Но сатана распоряжается адом, а там, как известно, покоя не жди. Да и заслуживает ли ада тот, кто успел пройти некоторые его круги здесь, на земле? Так возникает понятие «покоя» прибежища для усталой, безмерно измученной души…»
Судьба талантливого художника в романе М. Булгакова трагична, т.к. мир искусства представляет собой страшную картину бездарности, приспособленчества, стремления погубить все живое и талантливое. В эпилоге романа на крыльях тучи сатана и его свита покидают Москву, унося с собой в свой вечный мир, в последний приют Мастера и Маргариту.