Права, обязанности и ответственность подростка
«Вставь-ка!»
Задание: вставьте пропущенные слова «права», «ответственность», «обязанность»
«Настоящая ………………… бывает только личной. Человек краснеет один» Ф. Искандер ответственность
«Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …………………, но не любим, чтобы нам напоминали о наших …………………………………….» Э. Борк правах обязанностях
«Корень слова «…………………………» объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать» П.Коэльо ответственность
«Отделение ……………….. от ……………………… так же смертельно, как отделение головы от туловища» И.Шевелев права обязанности
«…………………. …влекут за собой обязанности» (Латинское изречение) права
Права, обязанности и ответственность подростка
Правонарушение Правонарушение это виновное поведение лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Виды правонарушений проступки преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки Трудовые нарушения Дисциплинарные нарушения Административные нарушения Гражданские нарушения
Преступления Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
Ответственность Уголовная Административная Гражданская
Уголовная ответственность Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Административная ответственность Применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Гражданско – правовая ответственность Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
«Подумай-ка!»
Задание: Ответьте: к какому виду ответственности относиться то или иное правонарушение?
Порвал учебник одноклассника 2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде 3. Избил одноклассника 4. Совершил кражу мобильного телефона 5. Совершил прогул в школе 6. Переходил дорогу в неположенном месте 7. Разбил мячом окно 8. Нецензурно выражался в общественном месте (гражданская) (административная) (уголовная) (административная) (дисциплинарная)
«Вопрос - ответ»
Задание: Ответьте на вопросы о правах, ответственности и обязанностях несовершеннолетних
1 вопрос: Что такое "правовой статус человека?" Ответ: Это изменение набора прав и обязанностей по мере взросления.
Вопрос 2: Какие права имеет подросток в нашей стране? Ответ: Право на защиту закона, на бесплатное образование и медицину, на выбор вероисповедания, на выбор учебного заведения, на отдых…
3 вопрос: Какие документы защищают ваши права? Ответ: Конституция РФ, Декларация прав ребенка, Конвенция прав ребенка, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс
4 вопрос: Какие обязанности появляются у подростка, достигшего 14 лет? Ответ. Соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения, выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством. Ответ: Соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения, выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством.
5 вопрос: Какие виды ответственностей, назначаемых несовершеннолетним вы знаете? Ответ: Штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.
6 вопрос: Что такое "Комендантский час"? Ответ: Это время, в которое подростки до 16 лет не имеют права находиться на улице, в общественных местах без сопровождения взрослых.
«Работа в группах»
" Разминка" На листе написаны 3 слова: Права, обязанности, ответственность. Задача: от слов проведите стрелки и напишите что для вас значат эти слова. Как вы их понимаете? Время работы 3 минуты.
" Размышление" На листе написаны ситуации из жизни. Задача: прочитайте их и определите какие права нарушены. Время работы 3 минуты.
"Познание" Найдите ошибки в документах
1 группа: Ст. 1: Все права относятся к отдельным детям Ст. 6: Каждый ребенок не имеет право на жизнь, и государство не обязано обеспечить выживание и развитие ребенка Ст. 7: Каждый ребенок имеет право на имя, но не национальность право знать своих родителей и на их опеку Ответ. Соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения, выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством.
2 группа: Ст. 9: Ребенок не имеет право поддерживать контакты с обоими родителями, если он разделен с одним из них. Ст. 10: Дети и их родители не имеют право покидать любую страну или въезжать в нее, чтобы объединиться и установить семейные отношения Ст. 28: Дети не имеют право на образование Ответ. Соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения, выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством.
3 группа: Ст. 12: Дети не имеют право открыто высказывать свое мнение Ст. 14: Дети не имеют право на свободу мысли, совести, выбор религии в соответствии с желаниями родителями Ст. 15: Дети имеют право встречаться с другими, но не имеют право вступать в организации или создавать их Ответ. Соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения, выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством.
" Творчество" Задача: выполнить на формате А4 эскиз плаката на тему: "Мой выбор, моя ответственность. Придумать лозунг. Приготовить объяснение тому, что вы изобразили (Время работы 5 минут).
Анкетный опрос
Подведение итогов, вручение почетных грамот