Виды и методики диагностики. Приоритетные направления в диагностической работе учителя-дефектолога
План I. Введение II. Основная часть 1. Виды психодиагностики: а) скрининговая диагностика б) дифференциальная диагностика отклонений в развитии в) феноменологическая диагностика 2. Диагностическая работа учителя-дефектолога а) первичная диагностика б) динамическое изучение учащихся в) этапная диагностика г) текущая диагностика 3. Диагностические методики III. Заключение
Скрининговая диагностика Слово скрининг происходит от английского «skreen» - «просеивать», «сортировать». ». А этапе этой диагностики выявляется наличие отклонений в в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации того, каковы характер и глубина этих отклонений.
Дифференциальная диагностика отклонений в развитии Эта диагностика направлена на определение типа нарушенного развития. На основании данных этой диагностики определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогических комиссий
Феноменологическая диагностика Цель диагностики – выявление индивидуальных особенностей ребенка, т.е. тех характеристик его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности личности,которые свойственны только данному ребенку. На базе этой диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционно- развивающей работы с ребенком.
Диагностическая работа учителя- дефектолога первичная диагностика динамическое изучение учащихся этапная диагностика текущая диагностика
Первичная диагностика Цель -определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка,причин и механизмов трудностей в обучении Диагностическое исследование проводится в течение первых двух недель сентября Отслеживаются параметры:общая осведомленность, зрительное восприятие,ориентировка во времени, ориентировка в пространстве, сформированность учебных навыков По результатам обследования происходит зачисление на индивидуальные или групповые занятия Результаты отражаются в карте индивидуального развития ребенка
Динамическое изучение учащихся Цель – отслеживание динамики развития ребенка, определение соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащихся Динамическое изучение проводится два раза в год (сентябрь – май) Результаты изучения отражаются в карте индивидуального развития ребенка в виде оценивания срезов знаний и в мониторингах оценивания знаний и навыков по учебным предметам (по четвертям)
Этапная диагностика Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей Результаты этапных заключений отражаются в Карте динамического развития ребенка
Текущая диагностика Диагностика направлена на обследование возможностей учащихся по запросу родителей (лиц их заменяющих), педагогов и других специалистов Проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости
Диагностические методики Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998 Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. С.Д.Забрамная,О.В.Боровик, «Владос», 2002