БАТИК
Ткань, опьяненная собой, Изнеженная лаской света, Она испытывает лето, Как бы не тронута зимой. О. Мандельштам
Батик - batik - индонезийское слово. Часть слова - tik - на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; - ba - хлопчатобумажная ткань. Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать. В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. Батик - технология окрашивания и украшения ткани.
Откуда к нам пришел батик? Китайцы в 2500 году до нашей эры упоминали о том, что применялись красители для ткани. На территории Египта были обнаружены древние образцы расписанных тканей. Ученые датируют эти находки V веком нашей эры. Но принято считать, что зародился батик в Индонезии, на острове Ява, оттуда перенесен в другие страны Азии, а в новейшее время и в Европу. В России батик появился примерно в 20-е годы XXв. вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн», развивался, в основном, в больших городах: Москве, Ленинграде, Иваново.
Батик ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань шёлк, хлопок, шерсть, синтетику наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв. Существует несколько видов батика горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.
Горячий батик. В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, и ограничивают её распространение. Горячий батик называется так потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Затем ткань окрашивается, способом погружения в котлы с красителем. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски. чантинг
Три способа нанесения воска. Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается негативный рисунок - белый на цветном фоне. Воск наносят на фон и внутренние линии мотива, а сам рисунок окрашивают. Воск наносите крупными пятнами неопределенной формы. Не стоит обводить сначала кистью все контуры мотива, так как при крашении эти полосы проявятся. Самый сложный способ - воск наносят только на контуры рисунка. Для этого пользуются чантингом. Работа с ним очень сложна, необходимо много тренироваться, чтобы контуры получались ровными. Если нанести недостаточно горячий состав, он не проникнет в ткань, и зарезервированные места окрасятся.
Многоцветный горячий батик. Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску. При поверхностном окрашивании после первого окрашивания на высохшую ткань наносят новый рисунок воском. Затем следует второй слой краски. В качестве узора вы получите и белые участки, и участки, сохранившие цвет первой росписи, окруженные более темным цветом. Продолжать этот процесс можно столько раз, на сколько у вас хватит воображения. Важно! Краски наносимые на места, не покрытые воском, смешиваются. Соответственно, начинать надо с более светлых тонов и переходить к более темным.
Техника сибори. Эта техника имеет японские корни. Результат достигается путём перевязывания ткани веревочками и резинками и дальнейшего окрашивания.
Техника («бандан») Техника узелкового батика («бандан»). Один из его видов техника «планки» был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Затем ткань окрашивали, нити удаляли, в результате образовывался узор из белых «горохов». При необходимости можно окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «сжатости». В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) более плавные границы переходов цвета.
Холодный батик. В технике холодного батика используют анилиновые красители. Роль контура выполняет резервирующий состав. Существуют цветные и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится специальными инструментами стеклянными трубочками с резервуаром, или используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
Свободная роспись. Техника свободной росписи получила большое распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
Несмотря на все разнообразие техник батика, существует множество эффектов, используя которые можно добавить работе большей выразительности и своеобразия. солевой эффект, «кракелюр», использование мочевины необычный эффект от спирта.