Универсалия ( от лат. universalis – общий) – термин средневековой философии, которым обозначали общие понятия или идеи. В период ранней схоластики вспыхнул спор, содержанием которого был вопрос: существуют ли реально универсалии или нет?
В споре об универсалиях (XXIV вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (то есть вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления: Реализм 1 Номинализм 2 Концептуализм 3 3 Пьер Абеляр (1079 – 1142) Уильям Оккам (1285 – 1349) Иоанн Росцелин (1050 – 1120) Фома Аквинский (1225 – 1274) Августин Блаженый (354 – 430)
Реально существуют единичные предметы (отдельные столы, деревья, люди), а универсалии – это лишь общее имя, существующее только в нашем сознании Универсалии существуют реально и независимо от нашего сознания, а единичные предметы существуют лишь постольку, поскольку выражают общее Номинализм Реально Универсалии не являются самостоятельной реальностью, существуют единичные вещи, но в них фиксируется нечто общее. Концептуализм
Реализм разделялся на Крайний. Крайний. Утверждал, что универсалии существуют до вещей, в высшем и недоступном нашему восприятию мире, а все вещи – это производные от них сущности;. Умеренный. Универсалии существуют в самих вещах, в качестве их неизменных и определяющих оснований. Мир идей (универсалий) и мир вещей едины и образуют окружающую нас действительность.
Крайний номинализм Представитель – Иоанн Росцелин Позиция: универсалии – это имена, которые не имеют самостоятельного существования, их реальность – не более чем реальность звука при произнесении имени. Умеренный номинализм Представитель – Уильям Оккам Универсалия – это термин, знак определённо мыслимой совокупности вещей.
Согласно учению Пьера Абеляра, реально существуют только конкретные единичные вещи, но не универсалии. Универсалии обладают определенным существованием как понятия (концепты) в уме человека. Они возникают на базе чувственного восприятия единичных вещей благодаря абстрагирующей деятельности ума, который способен выделять общие свойства множества конкретных вещей. Пьер Абеляр ( )