Особенности логопедической работы при нарушениях опорно- двигательного аппарата
Детский церебральный паралич заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: -параличами, слабостью мышц, -нарушением координации, -непроизвольными движениями.
Причины возникновения детского церебрального паралича : I группа (дородовые) относят : - инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.), -сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери, -- токсикозы беременных, - иммунологическую несовместимость крови матери и плода. II группа (возникающие после рождения ребенка) относят церебральные параличи вследствие менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм.
Основные проявления ДЦП Ведущий дефект при ДЦП – двигательные нарушения: у детей задержано и нарушено формирование всех двигательных функций (с трудом и опозданием может формироваться функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности). Поражение двигательной сферы при детском церебральном параличе может быть выражено в разной степени. Без соответствующей коррекции моторного развития происходит неблагоприятное развитие нервно-психических функций ребенка.
Особое место в клинике детского церебрального паралича занимают расстройства речи. Частота нарушений речи при детском церебральном параличе составляет 70-80%.
Особенности понимания речи учащимися с ДЦП (по материалам Е.М. Мастюковой )
Особенностью нарушений моторики при детском церебральном параличе является не только несформированность произвольных движений, но и сохранение врожденных примитивных двигательных автоматизмов: тонического лабиринтного, шейного тонического и асимметричного шейного тонического рефлексов. При проведении логопедической работы с детьми с ДЦП необходимо учитывать, что тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. ЛТР повышает мышечный тонус корня языка. СШТР повышает мышечный тонус спинки и кончика языка. Выраженность этого рефлекса затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, продвижение языка вперед и вверх. АШТР вызывает асимметричное повышение тонуса в речевой мускулатуре: тонус больше повышается на стороне, противоположной повороту головы ребенка. Влияние указанных тонических рефлексов определяет специфику артикуляционных расстройств при детском церебральном параличе.
Задачей логопедической работы при детском церебральном параличе является развитие ощущений артикуляционной моторики: поз и движений, преодоление и предупреждение оральной диспраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений с помощью зеркала и с закрытыми глазами.
Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи при дизартрии у детей с церебральным параличом является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре Для развития речевого дыхания рекомендуются различные упражнения на дутье. Однако для детей с церебральным параличом, особенно в раннем возрасте, они не всегда полезны в тех случаях, когда ребенок их производит с чрезмерным усилием, что усиливает его общее мышечное напряжение.
Специфика работы по развитию лексики является сочетание коррекционных мероприятий по совершенствованию восприятия и представлений с словесным обозначением предметов и явлений окружающей действительности. Возраст Ур. рр Работа проводится по : 1. дошкольный I- обучению понимать и произносить названия окружающих предметов и действий с ними, - различать и называть части предметов (части лица и тела человека и т. д.). 2. Младший дошкольный возраст I - II-пополнятся словарь названиями предметов (в быту), - предметы обихода (посуда, мебель, одежда, игрушки). -- дифференцируют восприятия и представления ребенка (знакомят с особенностями предметов, их назначением) 3. средний и старший возрасте III-Расширяется словарь - учат ориентироваться в пространстве - развивают временные представления
Развитие словаря большое значение имеют ранние коррекционные мероприятия, направленные на расширение практического и чувственного опыта ребенка. Этапы формирования словаря I. осуществляется первичное ознакомление детей с предметами, их изображениями и действиями с ними. II. осуществляется более углубленное ознакомление детей с предметами, их качествами и свойствами III. занятия усложняются за счет увеличения набора выделяемых качеств и свойств предметов. IV. Формируются обобщения и понятия. Спецификой работы над лексикой детей с церебральным параличом является ее опосредование предметно-практической и игровой деятельностью, тесная взаимосвязь с развитием и коррекцией сенсорных функций и познавательной деятельности.
Формирование лексико – грамматической стороны речи осуществляется как единый неразрывный процесс. При этом обращается особое внимание на усвоение ребенком однокоренных слов, подготовку его к овладению морфологическим анализом. Методы работы дифференцируются в зависимости от структуры речевого нарушения. Формирование связной речи требует тесного взаимодействия фонологических, грамматических и лексических умений и навыков. При этом ведущим является развитие грамматических умений. Они возникают в процессе речевого общения по мере созревания речевых механизмов мозга. В силу двигательных и речедвигательных расстройств общение ребенка с окружающими ограничено, это определяет специфические трудности развития у детей связной речи.
Механизм в образования разных уровней системности 1. это постепенное развитие системности с выработкой стереотипных форм, условных связей. У детей с церебральным параличом наблюдается задержка созревания нижнетеменных ассоциативных областей коры головного мозга. Нарушается : смысловой уровень организации связной речи, дети испытывают затруднения в назывании предметов, как бы забывают слова, с трудом подбирают нужное слово. Развернутая связная речь упрощается, употребляют в основном заученные фразеологические образования. 2. экстренная выработка систем условных связей. У детей наиболее выражена задержка созревания лобных отделов мозга (гиперкинетическая и атонически-астатическая форма детского церебрального паралича, а также некоторые формы спастической диплегии, возникающие у недоношенного ребенка). Нарушаются : мотивы речевого высказывания, последовательная программа сообщения, страдает направленность речевой деятельности.
Письменная речь Специфические затруднения при письме у детей с церебральным параличом чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов с их звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно-моторной координации. Ребенок не может плавно прослеживать движения пишущей руки, это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов, чаще со стечениями согласных. В результате возникают : -пропуски, -перестановки слогов и слов, -в некоторых случаях повторение одних и тех же букв или слогов, а иногда и слов
ФОРМЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ Дизартрия Алалия Дислексия Дисграфия Моторная алалия Нарушение письменной речи
Выводы и проблемы У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 7080%. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии; специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. При формировании лексической системы языка у детей с церебральным параличом необходимо широкое опосредование всех занятий практическими задачами с опорой на игровые приемы, активизирующие познавательную деятельность ребенка. При этом детей специально обучают способам сенсорного обследования предметов; нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико- фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Эти нарушения могут иметь как специфически лингвистическую природу, так и неспецифический характер в связи с общими психическими особенностями детей с церебральным параличом; все формы дисграфии и дислексии. В генезисе этих нарушений большая роль принадлежит несформированности зрительно-моторных и оптико-пространственных систем. Их формирование, а также развитие артикуляционно-акустических навыков имеет важное значение в предупреждении и коррекции дислексии и дисграфии у детей с церебральным параличом.