Формирование культуры здоровья у субъектов образовательного процесса Автор презентации: Лукьянова Маргарита Ивановна, профессор кафедры педагогики и психологии Ульяновского ИПКПРО
Культура Способ существования человека как общественного существа, как целостной и гармоничной личности, как субъекта деятельности; мера его индивидуально- творческого, социального, интеллектуального, нравственного, эстетического и физического совершенствования.
Совокупность разумных способов жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные (витальные), материальные и духовно- культурные потребности человека, реализуют его ценностное отношение к своему здоровью и оздоравливают социокультурные условия жизни человека (Н.М.Полетаева) Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях
Основные мотивы здорового образа жизни: 1 - Здоровье как личностное средство достижения карьеры, успеха в жизни, достижения материального благосостояния и социального благополучия;
Основные мотивы здорового образа жизни: 2 - Здоровье как необходимое условие для личностного роста, личного счастья, ощущения своего духовного совершенства, самодостаточ- ности;
Основные мотивы здорового образа жизни: 3 - Здоровье как важное условие физического совершенст- ва, создания полноценной семьи.
Методология воспитания культуры здоровья Обеспечение грамотности в вопросах здоровья Формирование мотивации на ведение здорового образа жизни Воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих людей
Культура здоровья Знания (информированность) Сознание (система взглядов, убеждений, ценностей) Деятельность (валеологически целесообразное поведение, активность)
Комплексное решение трех задач: 1) формировать у школьников систему представлений о здоровье и здоровом образе жизни; 2) способствовать возникновению соответствующего субъективного отношения к здоровью; 3) обеспечивать учащихся адекватными здоровьесберегающими стратегиями и технологиями.
Обучение здоровью Интеграция вопросов здоровья в содержание учебных предметов Введение специального предмета (например, «Культура здоровья» или «Валеология»)
Разделы междисциплинарной программы «Обучение здоровью» Забота о личном здоровье; Психическое и психологическое здоровье человека; Половое воспитание; Обучение конструктивному социальному взаимодействию; Обучение здоровому питанию; Профилактика ПАВ-зависимостей; Физическая активность; Окружающая среда как фактор здоровья; Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; Грамотность потребления производимых товаров и услуг.
Рекомендации : 1) Ориентация не на передачу собственно знаний, а на формирование у учащихся соответствующих представлений. Помнить: на систему представлений школьников о здоровье и здоровом образе жизни может повлиять только та информация, которая в их сознании имеет прямое и непосредственное отношение к их собственной жизни.
Рекомендации: 2) Целенаправленная работа с системой субъективных отношений школьников. Помнить: транслируемая информация должна быть в сознании школьников тем или иным образом связана с удовлетворением их потребностей.
Рекомендации: 3) Обеспечить школьникам возможность приобрести опыт переживания тех эмоциональных состояний, которые возникают в процессе различных видов деятельности, связанных со здоровьем (необходимость достаточного количества практических занятий).
Школьная политика здоровьесбережения - развитие различных видов деятельности, связанных с укреплением здоровья учащихся (физическая культура, спорт, туризм, подвижные игры, танцы); - организация эффективного контроля за безопасностью жизнедеятельности учащихся в школе (профилактика несчастных случаев и хулиганства, охрана здоровья и жизни детей, здоровое питание); - создание системы помощи и поддержки учащихся (информирование о том, куда они могут обратиться за помощью; консультации, наличие социально- психологической службы); - улучшение физической и социально- психологической среды школы (повышение комфортности среды, обеспечение благоприятного психологического климата, подготовка учителей к успешной реализации здоровьесберегающей педагогики).
Будьте здоровы и благоразумны!