Тема 1 Управление предприятием Сущность, назначение и метод управления; Организационная структура управления предприятием, понятие, состав и виды: Целевой и организационный подходы к управлению предприятием; Управление персоналом
Сущность, назначение и метод управления. Функции управления – профессиональные обязанности, аппарат управления. Организационная структура предприятия включает функциииональные и линейные, относительно самостоятельные строительные подразделения. Организация управления направлена на решение задач, конкурентно способной продукции, на получение максимальной эффективности производства, получении прибыли, стимулирование деятельности работников. Управление предприятием – целенаправленное, упорядоченное воздействие органов хоз. руководства, администрации предприятия, на производственный коллектив в целях эффективного производственно-финансового и социального развития предприятия.
Сущность, назначение и метод управления. Организационное управление направлено на решение задач: Получение конкурентоспособной продукции; Получение максимальной эффективности производства; Получение высокой доходности собственников; Стимулирование деятельности работников. Управление предприятием выполняет следующие функцииии: целеполагание; координация; регламентация; стимулирование; контроль; оценка результатов деятельности.
Сущность, назначение и метод управления. Экономические - в использовании количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность использования факторов производства. Экономические методы: бюджетирование деятельности строительного подразделения, стимулирование. Административные методы – реализация на практике линейного принципа управления, который включает распорядительные способы управления вышестоящего руководителя или органа, нижестоящего в структуре предприятия. Данные методы выражаются в форме приказа, распоряжения или инструкции. Приказ – вид акта управления, официальное распоряжение руководителя, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения. Инструкция – свод правил, которые регламентируют свод деятельности. Методы управления – это способы и приёмы управления деятельностью, с помощью которых работа персонала направляется на достижение целей стоящих перед объектом управления. Выделяют следующие методы управления: Экономические Административные Организационно-распорядительные Социально-психологические
Сущность, назначение и метод управления. Системный подход в управлении заключается в том, что любая система управления или её отдельная часть, рассматривается как самостоятельное явление, для которого характерны: цели деятельности; ресурсы; структура; процессы и взаимосвязи с другими системами. Подсистемы : – подсистема производственного управления; – подсистема ресурсов; – подсистема поставщиков; – подсистема потребителей. Свойства систем управления: иерархичность; эмерджентность; устойчивость.
Организационная структура управления предприятием; Понятие, состав и виды. Организационная структура – внутреннее устройство систем управления предприятием, включающие систему организации производства и систему управления ею. Основные элементы организационной структуры: 1. состав и структура функцииий и подразделения аппарата управления; 2. численность работников управления по подразделениям и функциииям; 3.профессионально-квалификационный состав работников подразделений аппарата управления; 4. состав структурных подразделений предприятия; 5. количество уровней управления; распределение руководителей между уровнями управления; уровень централизации аппарата управления; информационная взаимосвязь.
Организационная структура управления предприятием; Понятие, состав и виды. 1. Линейная или иерархическая структура управления – простая многоуровневая система, между элементами которой осуществляются многоканальные взаимодействия. Достоинства: – соблюдение принципов едино начальства; – оперативность подготовки и быстрота проведения управленческого решения; – личная ответственность руководителя; – личный контроль; – невозможность дублирования управленческих решений. – Недостатки: – отсутствие личной инициативы у нижнего уровня; – необходимость высокой и достаточной компетенции руководителя. Базовые типы организационной структуры управления: 1.линейная; 2.функциииональная; 3.линейно-масштабная; 4.дивизионная; 5.матричная.
Организационная структура управления предприятием; Понятие, состав и виды. 3.Линейно-штабная система При данной структуре управления ряд по уровнего аппарата управления, становится функцииией подразделения, поддерживание состояния руководителя – не отдает приказы, выпускают предписания и указания, оказывают консультацию. Достоинства: – повышение профессионализма в управленческой деятельности; – классификация решения поставленных задач; – единоначалие. 4. Дивизионная система управления – используется при диверсификации производства и продукции. Каждый вид продукции выпускается отдельным дивизионом. Повышение эффективности управления, возможность общей управляемости.
Организационная структура управления предприятием; Понятие, состав и виды. 5. Матричная структура – при данной системе управления реализация стратегического развития структурными подразделениями выполняется самостоятельно функции. отд. пред. Достоинства: – нивелирование дублирования определенных функцииий; – нет необходимости иметь для каждой структуры производства свои функциииональные отделы.
Организационная структура управления предприятием; Функциональные области управления и процессы. Функциональная область управления предприятием Процессы функцииионирования области 1. Управление деятельностью разработка стратегических планов связи с внешней средой принятие управленческих решений формирование приказов и распоряжений 2. Управление подготовкой производства планирование производственных мощностей расчёт нормативов 3. Управление производством контроль над технологией управление качеством составление тарифов и сводок 4. Управление финансово- экономическим планированием составление схемы размещения персонала определение режима работы анализ резервов хозяйственной деятельности финансовое планирование управление капитальными вложениями управление ОПФ и ОбПФ 5. Управление персоналом планирование численности работников комплектование штаба планирование отпусков составление штатного расписания учёт движения кадров (принят/уволен) подготовка приказов 6. Бухгалтерский учёт расчет дебиторами и кредиторами движение денежной наличности производственный или управленческий учёт анализ прибыли движение материальных и товарных ценностей составление сметы доходов и расходов
Организационная структура управления предприятием; Функциональные области управления и процессы. начисление заработной платы подготовка отчетности по номинальным сборам и отчетности предприятия 7. Управление движением сырья и материалов определение потребностей в материальном сырье и комплектующих контроль за хранением и качеством материалов составление счётов и документаций заключение договоров 8. Автоматизация систем управления (АСУ) постановка задач, их разработка, их решение
Целевой и функциииональный подходы к управлению предприятием Целевой и функциииональный подходы к управлению предприятием – процесс представляющий собой целенаправленное и рациональное воздействие руководителей на персонал, для достижения поставленных перед ними текущих и технических задач (стратегии) производственного, экономического и социального развития. Постановка главной цели работы всех подсистем и отдельных звеньев производства; Подцели 1 уровня (основное производство); Цель каждого уровня управления. На каждом уровне управления цель может отличаться от главной, но конкретная цель управления может быть доступна при определенных факторах (оборудование, персонал, сырье и материалы, технология).
Управление персоналом Управление персоналом – область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функцииии, и оптимальное его использование. Задачи: комплектация штата организации в соответствии со стратегией развития в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах, а также с целями производственного плана, включая конкретные финансовые показатели; Профессиональное развитие персонала - систематическое подкрепление, усовершенствование и расширение спектра знаний, развитие личных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей на протяжении всей трудовой деятельности сотрудника. создание системы подготовки руководящего резерва, обеспечение преемственности руководства и снижение риска кадровых потерь; Принятие решений о судьбе менеджеров, не справляющихся со своими задачами; Ориентация службы управления персоналом на достижение производственных результатов;