ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 2 КУРСА, ГР. АФК- 152 КОВАЛЕВА ДАРЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: БОБКОВА С.Н. Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Педагогический институт физической культуры и спорта Кафедра адаптивной физической культуры и медико- биологических дисциплин Презентация: по дисциплине : « Лечебная физическая культура » на тему: « ЛФК при нарушениях осанки »
Осанка это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).
Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди это шейный и поясничный лордозы; два обращены выпуклостью кзади это грудной и крестцово- копчиковый кифозы.
Причины развития нарушений осанки: слабость естественного мышечного корсета ребенка; несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка; неправильные положения тела, которые ребенок принимает в течение дня, при выполнении различных видов деятельности и во время сна.
Различают три степени нарушения осанки. I степень характеризуется небольшими изменениями осанки которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка. IIстепень характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины). III степень характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.
Средства ЛФК. Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются: физические упражнения массаж гидрокинезитерапия
Задачи ЛФК при нарушениях осанки: обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка; укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса); нормализация трофических процессов в мышцах туловища; осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.
Показания и противопоказания к назначению ЛФК. Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер. Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы.
Организационно методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки. В зале для занятий должны быть большие зеркала,чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп и младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя; к описанию собственной осанки, осанки друзей.