Психология развития и возрастная психология Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Е. Б. Мельник
За свою жизнь человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст и, наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания. Понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития..
ЭТАП ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ПСИХИЧЕСКОГО И ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Состоит из 3 периодов: 1 период (новорожденность-1 мес.), 2 период (от 1 до 6 мес.), 3 период( от 6 до 12 мес.)
Период от 1 года до 3 лет: – это следующий этап в развитии ребенка – это психологическое отделение от матери – и наступает уже раннее детство. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, затем появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Период от 3 до 6-7 лет
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6-7 – лет). Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится МЫШЛЕНИЕ. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Ведущее значение - учение. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти. Все эти достижения, и особенно самопознание внутренних психических актов и состояний (рефлексия), в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство. Характеристика младшего школьного возраста
«Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась…» Л. Кэррол. Алиса в стране чудес. На современном этапе границы подросткового возраста примерно от лет до лет.
Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис (основы кризиса – проявление интереса к своему внутреннему миру). Характеристика подросткового возраста Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущий вид деятельности - межличностное общение, в первую очередь, со сверстниками.
1. Развитие самосознания, формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я". 2. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. 3. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. 4. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность. 5. Заметное развитие волевых качеств. 6. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Особенности личности подростков
Период с 15 до 18 лет Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности.
Характеристика юношеского возраста Главное новообразование - саморефлексия, сознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная Своеобразие юношеского возраста заключается в том, что в это время происходит активное включение в жизнь общества через развитие и использование способностей в профессиональной деятельности. А это предполагает более высокий уровень воспитанности человека как личности и субъекта учебно-познавательной деятельности, формирование их основных компонентов характера, способностей социальной и профессиональной направленности, ценностных ориентации и самосознания.
Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания. открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности. стремление к самопознанию. формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. самоуважение становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!"