Басни И.А.Крылова К уроку литературы Составитель: Смурова Т.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Пайская основная школа 8»
Басни И.А.Крылова
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. М. Исаковский
Русская басня Жанр басни полюбили русские поэты. Первые басни писал ещё в XVII веке Симеон Полоцкий. В 1-й половине XVIII века басни писали А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский. Развитие жанра басни в России относится к середине XVIII началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова и И. И. Дмитриева. Василий Кириллович Тредиаковский Александр Петрович Сумароков Иван Иванович Дмитриев
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь. После смерти отца в 1778 г Крылову пришлось поступить на службу в магистрат, чтобы поддерживать семью. Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии. С 1794 по 1802 год опальный писатель скитался по провинции, был секретарём князя Голицына. В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.
В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. В 1838 году литературная общественность отметила 50- летие его литературной деятельности. В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер И.А.Крылов в 1844 году. «Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца.
Памятник Крылову В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле,. Постамент памятника украшен фигурами героев его басен. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на него собирал весь народ. Устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками Карлом Брюлловым и Александром Агиным. Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?
Что же такое басня? Небольшой рассказ, часто стихотворный Делится на 2 части: основное повествование и мораль (нравоучительный вывод), Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек) Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых) Персонажи (герои) – животные Диалог (разговор двух или более героев) Разговорный язык Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.
Жанр басни в творчестве И.А.Крылова Первую басню написал в 11 лет. Расходились книги басен огромными по тем временам тиражами, переиздавались каждые 3 – 4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200. Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, но именно те, которые есть в русских людях. Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся). Многие басни написаны о каком-то реальном историческом событии, например об Отечественной войне 1812 года. Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики. Строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось соловью на шум их прилететь. Из каких басен строки?
К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь,- цены не зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он её ещё и гонит.
«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.» - «Соседушка, я сыт по горло. – «Нужды нет, Ещё тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»
«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право сказки! Какие пёрушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоту такой и петь ты мастерица, - Ведь ты б у нас была царь- птица!»
«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и с илом? За дерзость такова я голову с тебя сорву.»
Хоть видит око, Да зуб неймёт.
Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, - Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти жёлуди на мне растут!»
«Смотри-ка, говорит,- кум милый мой! Что там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на неё хоть чуть была похожа.»
«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит петуха 7 За то, что хвалит он Кукушку. Из какой басни мораль?
Кто виноват из них, кто прав,- Судить не нам; Да только воз и ныне там.
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в баснях говорят.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.
А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить.
Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!
Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Эх, эх!- ей Моська отвечает,- Вот то-то мне и духу придаёт, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона!»
«Послушай-ка, сосед,- Тут ловчий перервал в ответ,- Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой.» И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
«Чтоб музыкантом быть, Так надобно уменье И уши ваших понежней,- Им отвечает Соловей, - А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».
И.А.Крылов возвёл русскую басню в оригинально- классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению. В каждом его стихе виден русский здравый ум. Он похож природою описаний на Лафонтена, но имеет свой особый характер: его каждая басня – сатира, тем сильнейшая, чем она коротка и рассказана с видом простодушия. А Бестужев.