Урок русского языка 3 класс по программе «Школа России" Тема : Что такое фразеологизмы?
НОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РосНОУ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ Слушатель программы повышения квалификации «Инновационная лингводидактика в формировании билингвальной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте» 72 часа направление подготовки «Лингвистика» Каменева Елена Николаевна
Для итоговой работы по программе «Инновационная лингводидактика в формировании билингвальной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте» я выбрала защиту творческого проекта. Решила представить разработку занятия по русскому языку с этнокультурным компонентом по теме «Фразеологизмы русского языка» в 3 классе еврейской школы для девочек. В этой школе учатся только дети ортодоксальных евреев, выходцев из различных республик нашей страны, а также – из дальнего зарубежья- Америки, Англии, Израиля, т.е. все дети в нашей школе являются билингвами и мультилингвами. Представляю вашему вниманию не презентацию к уроку, а всё занятие, изложенное в виде презентации.
Ознакомление с понятием фразеологизм Цель: Задачи: Формировать умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, понимать их значение; развивать умение пользоваться различными фразеологизмами в устной и письменной речи; развивать познавательный интерес детей к урокам русского языка
Вдаль идёт дорога - Будет знаний много. Так дерзай, дружок, учись, Не болтай и не ленись, Не отлёживай бока – Путь- дорога нелегка.
Не стыдно не знать, стыдно- не учиться.
стр.44 прочитайте упр.84.
тапир слон
Тапир навек повесил нос, Грустит он об одном: Он собирался стать слоном, Да так и не дорос… (Б. Заходер). Опустить голову Смотреть вниз Грустить
устойчивые сочетания слов
Не каждый день – праздник. Злой человек и в Пурим злой. Не на каждый Пурим – чудо.
на Сесть в калошу
Бывает частенько, что слово одно, Но очень по – разному служит оно Примеры тут можно найти без труда Возьмем хоть короткое слово..
Вот был я мальчишкой, да детство ушло. С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал. Молчал я, как будто воды в рот набрал.
Болтуну мы ответить не прочь : Довольно воду в ступе толочь. А гуси и утки – сухие всегда. Заметили люди: как с гуся вода Под камень лежачий вода не течет.
Работать впустую? Что скажут- Не дело, мол, воду носить решетом РЕШЕТО
- Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет ! О смелом мы вправе сказать наперед:
Познакомьтесь с фразеологическим словарём (учебник, с ). Упражнение 86 (устно)
? ? Кто бьет баклуши?
Чем отличается фразеологизм от простого сочетания слов? Фразеологизм нужно запомнить. В нём нельзя заменить какое-либо слово.
Упр. 85. Стр.45. Прочитайте. Объясните значение выделенных сочетаний слов (фразеологизмов). Филиппок пустился бежать во весь дух. (Л.Толстой). Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, у зайца – душа в пятки. (Д.Мамин-Сибиряк ) Лягушка полетела вверх тормашками на землю. (В.Гаршин). Вот и пошли они, куда глаза глядят. (Из сказки «Петух да Собака».)
Душа в пятки- вверх тормашками Во весь дух Куда глаза глядят сильно испугаться. вниз головой. -очень быстро бежать. -идти не зная куда.
Упр.88 стр.46. Задание по вариантам. 2- списать фразеологизмы и выделить орфограммы. 1 - списать простые словосочетания, выделить орфограммы.
1 вариант: Морской берег дружить с товарищем хорошо работать управлять трактором медвежья берлога мягкая мебель Взяться за ум, работать спустя рукава, остаться с носом, медвежья услуга, с гулькин нос. – заставить себя работать. -плохо работать. - остаться ни с чем - такая услуга, которая вместо помощи приносит вред. -очень мало.
Раз, два, три, четыре, пять! Будем мы ворон считать! Шесть, семь, восемь, миллион! Ну, так сколько здесь ворон? ? Кто ворон из них считает
СИНОНИМЫАНТОНИМЫ Кот наплакал Капля в море Лодыря гонять У разбитого корыта Без подвоха Без царя в голове На один зубок
Верный язык товарищ гласный русский звук длинный Верный товарищ Русский язык Гласный звук Длинный язык Русский товарищ Работа в тетради на печатной основе Стр. 20 Упр. 47
Упр.49 Набрать в рот воды Сидеть сложа руки Одержать победу Кривить душой Ворон считать обманывать. победить. глядеть по сторонам. ничего не делать. молчать. Бэвэ кашА- Упр. 48
С каким понятием познакомились? Как их можно различить в речи? Какие фразеологизмы запомнили?
Я узнала… Я училась… Я использую это для… Я- молодец, была активна Мне было интересно Мне было трудно