Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А. Сазонова Лекция 4. Философия науки
План лекции 1. Классификация наук 2. Проблемы периодизации наук 3. Сциентизм и антисциентизм 4. Философия и наука
Наука есть своеобразная форма познания мира, форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. Цель науки – постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности
Наука как социокультурный феномен является сложным структурным образованием Классификация знания Аристотелем Теоретическое (познание ради самого познания) Практическое (дает руководящие идеи для поведения человека) Творческое (познание ради чего-то прекрасного)
В 16 веке наука является целостным феноменом Классификация науки Ф.Бэкона (в основе познавательные способности человека) История (естественная и гражданская) как описание фактов Теоретические знания (наука или философия) Поэзия, литература и искусство
Классификация наук Гегеля (18 в.) В основе классификации принцип развития и субординации форм знания. Науки составляют иерархическую систему: 1. Логика (теория познания и Диалектика) 2. Философия природы (механика, физика, геология) 3. Философия духа
Классификация науки О.Конта (19 в.) В основе классификации принцип связи между предметами. Математика астрономия физика химия физиология социология
Классификация науки В.И.Вернадского (19 в.) В основе классификации лежит характер изучаемого объекта 1. Науки и объекты, охватывающие нашу планету и всю космическую реальность 2. Науки и объекты, свойственные для нашей Земли
Классификация наук по Дильтею «Введение в науки о духе» (науки о духе и науки о природе) Предмет наук о духе - человеческие отношения. Здесь устанавливается связь понятий жизнь и понимание, которых нет в науках о природе. Понимание – источник и метод наук о духе. Предмет наук о природе – внешний по отношению к человеку мир.
Классификации современной науки проводятся по различным основаниям По предмету и методу познания Науки о природе Науки об обществе
Периодизация науки (основание развития науки – физика Преднаука (до 16 в.) Тесная связь философии и науки.(Евклид, Птолемей, Аристотель, Пифагор) Галилей, Коперник опровергли теорию Птолемея (1 научная революция) Классическая наука (17-19 вв.) Отделение науки от философии.(Ньютон, Кеплер). 2-ая научная революция Лоренц, Пуанкаре релятивизм в представлениях о пространстве и времени (конец 19 в.-3 научная революция) Неклассическая наука (первая половина 20 в.) Повышается роль исследователя.(Планк, Энштейн 1879 г г.) 4-ая научная революция Постнеклассическая наука (вторая половина 20 в.) Ставится вопрос о цели получаемого знания.
Парадигма (Т.Кун) есть совокупность теоретических и методологических установок, с помощью которых изучается действительность Каждая стадия развития науки имеет свою парадигму: Доклассическая наука – наблюдение. Классическая наука – механика. Картина мира строится на принципе детерминизма. Неклассическая наука – парадигма относительности, дискретности, квантования. Детерминизм - учение о всеобщей причинной материальной обусловленности природных, социальных и психических явлений.
Модели развития науки 1. Кумулятивная модель поступательность, новое знание строится на старом и совершеннее его 2. Антикумулятивная история науки развивается путем научных революций (Т.Кун); старая парадигма-нормальная наука-революция-новая парадигма
Позитивизм (лат. Положительный) (вторая треть 19 в.) Философия не должна выходить за рамки «позитивного» знания, т.е. опытных знаний наук. Основатель О.Конт. Прогресс общества-простое развитие духовных способностей человека. Эмпириокритицизм (греч. опыт) (Мах, Авенариус) (рубеж вв.) Материальное и идеальное неразрывно связаны друг с другом. Опыт-поток ощущений, вне субстанции и причинности Неопозитивизм- «логический позитивизм». Шлик, Карнап, Нейрат (Венский кружок), Рассел.(Идеи Витгенштейна).Цель-анализ языка науки, изучение логической структуры научных теорий.
Эволюционная эпистемология (конец 20 в.) Знание-продукт биологической эволюции биологическая теория когнитивных процессов (Лоренц, Кэмпбелл, Р.Ридль и др.) и различные концепции когнитивной эволюции живых организмов (включая человека) методологии и метатеории, которые реконструируют развитие научных теорий, идей, рост научно-теоретического знания, привлекая для этих целей эволюционные модели (Поппер, С.Тулмин, И.Лакатос и др.)
Конвенционализм (лат. соглашение) - основа теории - терминологические соглашения; они обусловлены соображениями удобства, простоты, эстетического совершенства и др. - основателем конвенционализма принято считать А.Пуанкаре. Извлекая урок из опыта применения аксиоматического метода к ряду математических дисциплин (в первую очередь – развития неевклидовых геометрий), он сделал вывод о том, что аксиомы суть продукты соглашений, не имеющие опытного происхождения; выбор той или иной аксиоматической системы обусловлен соображениями удобства
Метод фальсификации (Критический рационализм) (К. Поппер) К научным теориям относятся только такие, для которых можно определить их потенциальные фальсификаторы, т.е. противоречащие им положения эмпирические и теоретические уровни знания связаны между собой; любое научное знание носит предположительный характер, подвержено ошибкам (принцип фаллибилизма). Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений, в результате чего осуществляется рост научного знания.
Методология научно-исследовательских программ или «утонченный фальсификационизм» (тория Лакатоса) - Теоретические системы организованы вокруг некоторых фундаментальных идей, образующих «жесткое ядро» научно-исследовательской программы (как правило, эти идеи выдвигаются интеллектуальными лидерами науки и усваиваются научным сообществом догматически).
Методология научно-исследовательских программ или «утонченный фальсификационизм»(тория Лакатоса) - Методологический смысл «твердого ядра» раскрывается в понятии «негативная эвристика», т.е. ограничения на процедуры опровержения: если теория сталкивается с опровергающими фактами, то утверждения, входящие и состав «жесткого ядра», не отбрасываются; вместо этого ученые проясняют, развивают уже имеющиеся или выдвигают новые «вспомогательные гипотезы», которые образуют «защитный пояс» вокруг «твердого ядра». - Задача «защитного пояса» в том, чтобы как можно дольше удерживать в неприкосновенности творческий потенциал исследовательской программы, или ее «позитивную эвристику». Функция последней состоит в том, чтобы обеспечивать непрерывный рост научного знания, углубление его эмпирического содержания
Герменевтика (греч. разъясняю, толкую) Основатель Шлейермахер - Совокупность методов для объяснения смысла, содержания и значения текстов - язык-обитель бытия, а поэтам человечество обязано новыми смыслами, интерпретация которых и составляет задачу герменевтики (Хайдеггер) - абсолютизация роли языка, смысл жизни человека - «вчувствование» в жизнь другого (Гадамер)
Синергетика Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, ставящее своей задачей познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, социальных, технических и др.) Постнеклассической стадии развития науки соответствует парадигма становления и самоорганизации.
Развитие науки обусловлено двумя причинами: 1. Логика эволюции научного знания 2. Общественные потребности
Современные оценки науки философами, социологами, учеными. Сциентизм – убеждение в том, что наука является единственным видом достоверного и объективного знания Антисциентизм – философская позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые не в состоянии обеспечить социальный прогресс
Взаимоотношения философии и науки Варианты решения проблемы Философия должна играть подчиненную роль по отношению к науке (М.Шлик, Б.Рассел, Л.Витгенштейн и др.) 2. Превратить философию в строгую науку (Э.Гуссерль) 3. Философия не должна быть наукой. Она нечто принципиально отличное от науки (Хосе Ортега- и-Гассет)
Различие философии и науки Разное понятие «истинного знания» В науке В философии Истинное знание – конкретные, точные, свободные от личного мнения сведения о предмете Истина философская – результат отношения человека к миру
Задача философского знания – создать целостную мировоззренческую установку Наука стремится к истине ради самой истины. Для философии знание не самоцель, а метод для выявления способностей человеческого разума и для объяснения последствий его использования. Философия помогает человеку найти смысл его существования, тем самым делает его счастливее.
Заключение. Философия обобщает достижения наук, опирается на них. Наука нуждается в философии для решения стоящих перед ней задач. «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки.» (А.Эйнштейн).
Сходство науки и философии 1. Объект познания. Философия и наука изучают одни и те же объекты: природу, общество, человека – весь мир в целом. 2. Методы познания. Философия и наука являются рациональными формами познания и стремятся к логической обоснованности и точности. 3. Цель. Стремление получить истинное знание о природе, обществе и человеке.
Вопросы для самопроверки Дайте определение науки. В чем сходство и различие философии и науки? Приведите известные вам классификации науки. Что такое синергетика? Дайте определение парадигмы. В чем задача философского знания?
Рекомендуемая литература Сабиров В.Ш. Основы философии. – Новосибирск: НГАСУ, – С Гуревич П.С. Основы философии. – М.: Гардарики, – С. 52 – 59. Кузнецов В.Г. Философия. – М. ИНФРА-М, Раздел 1. – С. 41–47.
Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.