Когнитивно - бихевиоральные модели в социальной работе Подготовила: Лукошина Ирина, 401 ПВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория оперантного обусловливания связана с именами Эдварда Торндайка Берреса Фердинанда Скиннера.
Advertisements

Теория оперантного обусловливания связана с именами Эдварда Торндайка Берреса Фердинанда Скиннера.
Бихевиоральные теории Теории научения Основные принципы 1.Человек понимается как реактивное существо, подвергающееся воздействию внешних обстоятельств.
Лекция 6 Поведенческий подход в консультировании и психотерапии.
Технологии коррекционной работы при аутизме. АВА - терапия АВА ( Applied Behavior Analysis) – Прикладной Анализ Поведения – вид терапии, основывающийся.
MPH, заведующая психологической службой СГМУ Татьяна Низовцева.
Выполнил: Еримбетов А.Б. 630 ВОП Приняла: Полиенко Е.Н.
Планирование усовершенствованных ответных мер в области профилактики в раннем детстве Г-жа Джованна Кампелло Отдел УНП ООН по вопросам профилактики, лечения.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Технология проектирования и чтения проблемной лекции.
Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Психическое здоровье студентов. Особенно это относится к молодежному и студенческому периоду в жизни человека, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми,
Нравственные принципы взаимоотношения руководителя и подчиненного. Стили и методы руководства Презентацию подготовили: Полякова Дарья; Камаева Наталья;
Подготовила : студентка 4 курса Педиатрического факультета Шкодина Евгения Игоревна.
Человек в организации. 1. Модели взаимодействия человека и организационного окружения: 2. Установление взаимодействия индивида и организации; 3. Вхождение.
Альберт Бандура. Научный вклад В научном мире работы Бандуры по моделированию, самоэффективности и подростковой агрессии широко известны. Он автор более.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Транксрипт:

Когнитивно - бихевиоральные модели в социальной работе Подготовила: Лукошина Ирина, 401 ПВ

Когнитивно-бихевиоральное направление изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение

Одна из наиболее часто цитируемых в работах по когнитивной и бихевиоральной психотерапии фраз - высказывание известного древнегреческого философа Эпиктета: «Людей расстраивают не вещи, а то, как они думают об этих вещах"

Когнитивно-бихевиоральный подход обеспечивает коррекцию поведения клиентов, оказывается эффективным в лечении депрессий, развитии социальных навыков. Общая схема когнитивно-бихевиоральной терапии: 1. Вовлечение – обсуждение ожиданий клиента от помощи; 2. Фокусирование на проблеме; 3. Работа с проблемой; 4. Обучение когнитивным принципам; 5.Оспаривание, бросание вызова; 6. Обучение навыкам само оспаривания; 7. Выбор и организация домашнего задания; 8. Завершение – обучение приемам самотерапии или самопомощи.

Доказательства эффективности бихевиоральных (поведенческих) и когнитивно-бихевиоральных процедур многочисленны и их число растет, однако имеется несколько областей, в которых свидетельства в поддержку бихевиорального подхода особенно сильны поведенческие проблемы детей и подростков: плохое поведение дома и в школе, проблемы отхода ко сну, трудности с туалетным поведением, фобии, курение, злоупотребление алкоголем, нежелательная беременность взрослых (помимо уже перечисленных) проблемы тревоги, сексуальные проблемы, проблемы семьи; у людей с когнитивными искажениями борьба со старыми поведенческими паттернами и обучение необходимым новым навыкам

Основные идеи и ценности когнитивно-бихевиорального подхода возможность управления поведением возможность управления поведением возможность прогнозирования будущего поведения возможность прогнозирования будущего поведения самоэффективность поведения самоэффективность поведения возможность и важность самоконтроля, саморегуляции, самоподкрепления, самооценивания, самоосознания поведения возможность и важность самоконтроля, саморегуляции, самоподкрепления, самооценивания, самоосознания поведения рациональность – иррациональность человеческого поведения рациональность – иррациональность человеческого поведения принцип взаимного детерминизма внутренних и внешних факторов поведения принцип взаимного детерминизма внутренних и внешних факторов поведения

психическое здоровье готовность к инкорпорированию нового опыта, интерес к самому себе, общественный интерес, фрустрационная устойчивость, гибкость, ориентация на творческие планы рациональное, реалистичное, «научное» мышление ответственность за свои эмоциональные проявления принятие самого себя

этическим проблемам При этом необходимо самым серьезным образом относиться и к этическим проблемам модификации «нежелательного» поведения; нужно помнить, что этот подход может быть очень мощным, поэтому его использование в условиях, когда клиенты находятся под контролем социального работника, как в некоторых учреждениях, всегда должно быть предметом пристального внимания. В этой психотерапевтической школе слабое знание может таить в себе опасность, особенно ограниченное владение некоторыми методами без тесной связи с профессиональным этическим кодексом.

Когнитивно-бихевиоральные методы, принятые в практике социальной работы, основаны на различных моделях обучения Теория оперантного обучения: Положительное подкрепление Привязывание Формирование (также называемое последовательными приближениями) Системы знаков Контракты между клиентами Оперантное угашение Тайм-аут Модель обусловливания ответа: Моделирование. Моделирование - ключевая модель и основной принцип тренинга социальных навыков.

Несколько общих подходов, хорошо зарекомендовавших себя и ставших стандартными программами поведенческого тренинга Тренинг социальных навыков Коммуникативный тренинг Тренинг разрешения проблем Тренинг самоконтроля Важно помнить, что очень редко используется лишь одна процедура: порой социальным работникам приходится разрабатывать целый набор методов и тщательно его проверять - возможно, добавляя или удаляя конкретные процедуры

Глоссарий Бихевиоризм направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Когнитивный подход современный подход в психологических исследованиях, в рамках которого предполагается, что основную роль в поведении человека играют знания, или репрезентации объектов внешнего мира. Оперантное научение – это метод обучения, который происходит посредством вознаграждения и наказания за определенный тип поведения. Оперантное угашение - прерывание того, что подкрепляет определенное проблемное поведение. После этого нежелательное поведение будет ослабляться и со временем, при сохранении этих новых для клиента условий, прекратится окончательно.

Тайм-аут - является вариантом угашения. Тайм-аут включает удаление ребенка от источников положительного подкрепления. Сначала ребенка предупреждают, а если это не помогло, перемещают в "скучное" место и оставляют там стоять или сидеть спокойно в течение короткого периода времени. Десенсибилизация – метод, в котором индивид обучается ассоциировать новый, желательный ответ со стимулом, который ранее вызывал тревогу или гнев. Это достигается предъявлением последовательных частей стимула в то время, когда человек расслабляется или охвачен каким-нибудь другим, несовместимым с прежней негативной реакцией поведением, таким как веселье. Затопление - это метод, при котором негативный стимул и несовместимое поведение имеют место одновременно. Между этими полярными методами (десенсибилизация и затопление) существуют различные формы дозированного предъявления: человеку предъявляют расстраивающие его стимулы начиная с такой дозы, которую он способен вынести.

Вопросы к аудитории 1. В чем суть когнитивно-бихевиорального направления? 2. Назовите первый шаг схемы когнитивно-бихевиоральной терапии 3. Назовите несколько областей, в которых свидетельства в поддержку бихевиорального подхода особенно сильны 4 4. На каких моделях обучения основные методы когнитивно-бихевиоральные методы?