Талдыкорганский медицинский колледж Сестринская практика. Этапы и описания сестринского процесса Куратор:Сарсебаева С.А. Выполнили: Бекеева Л.Б. Беркутова Н.А. Саякова Б.С.
1. Стандарты сестринской практики 2. Понятие сестринского процесса (СП) 3. Основные этапы сестринского процесса 4.1-ый этап СП и его содержание 5.2-ой этап СП и его содержание 6.3-ий этап СП и его содержание 7.4-ый этап СП и его содержание 8.5-ый этап СП и его содержание 9. Документация сестринского процесса
Стандарты сестринской практики Стандарты являются инструментом управленческой деятельности, благодаря которым сокращается время оказания помощи и ухода, улучшается качество сестринской помощи, объективно оценивается труд медсестры. Существует два вида стандартов. Виды стандартов: стандарты профессиональной деятельности; стандарт поведения медсестёр
Стандарты профессиональной деятельности и поведения медсестер Стандарты профессиональной деятельности: описывают обязанности практикующих медсестёр, ответственность перед обществом и пациентом. определяют базу оценки практической деятельности; включают: стандарты процедур; стандарты плана по уходу за пациентом; стандарты оказания скорой и неотложной помощи на догоспитальном этапе. Стандарт поведения медсестёр: это «Этический кодекс медицинской сестры», отражающий основные принципы сестринской деонтологии и философии сестринского дела. Тоесть соблюдая этическую дистанцию, медсестра находит контакт с пациентом. Для того чтобы стандарты соответствовали клинической ситуации, составляется индивидуальный план ухода - письменное руководство по уходу за пациентом, с подробным перечислением действий медсестры
Понятие сестринского процесса Сестринский процесс – это научный метод организации и исполнения системного ухода за пациентами, ориентированный на удовлетворение универсальных потребностей человека, связанных со здоровьем. Цель сестринского процесса – обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психологического, духовного и социального комфорта.
Основные этапы сестринского процесса Этапы последовательны и взаимосвязаны
Первый этап – сестринское обследование Сестринское обследование – это сбор информации о состоянии здоровья пациента, его личности, образе жизни и отражение полученных данных в сестринской истории болезни. Цель сестринского обследования – создание информативной базы о пациенте.
Первый этап – сестринское обследование Фундамент сестринского обследования - учение об основных жизненно важных потребностях человека
Источники информации о пациенте и методы сбора информации о пациенте : методы сбора: расспрос (сбор анамнеза); физическое обследование; физическое обследование; лабораторные и инструментальные исследования; лабораторные и инструментальные исследования; психологическое обследование психологическое обследование Источники информации пациент; пациент; члены семьи, медперсонал, друзья, прохожие; члены семьи, медперсонал, друзья, прохожие; медицинская документация; медицинская документация; данные обследований; данные обследований; обзор специальной литературы. обзор специальной литературы.
Получение информации и обработка Медсестра оценивает следующие группы параметров: физиологические, социальные, психологические, духовные Медсестра получает два вида информации: субъективную (чувства, эмоции, ощущения пациента); объективную (результаты наблюдений и обследований) Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным ! Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни – юридический протокол, документ самостоятельной, профессиональной деятельности медсестры в рамках её компетенции. Цель сестринской истории болезни – контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры.
Второй этап – сестринская диагностика Цель сестринской диагностики – проанализировать результаты обследования и определить, с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья, а так же определить направление сестринского ухода. Если у пациента возникают трудности, то медсестра должна помочь в таких ситуациях как: 1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей или у него возникают трудности в их удовлетворении. 2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно или но то, как он их удовлетворяет, не способствует сохранению его здоровья на оптимальном уровне.
Второй этап – сестринская диагностика На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза. Проблемы бывают нескольких типажей: существующие (беспокоят пациента в настоящий момент); потенциальные (могут появиться с течением времени); первичные (проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи); промежуточные (не представляют серьезной опасности и допускают отсрочку сестринского вмешательства); вторичные (не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу).
Виды сестринских диагнозов (проблем): По характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние: Физиологические – реакции на болезнь, обусловленные изменением функций органов и систем (на воспалительные изменения в лёгких организм реагирует нарушением функций органов дыхания: одышка, кашель…). Психологические – реакции, которые появились в ответ на болезненные изменения во внутренних органах (страх, плаксивость, эмоциональная ранимость). Социальные – связаны с нарушением удовлетворения социальных потребностей из-за заболевания (неполная семья, финансовая несостоятельность, потеря трудоспособности). Духовные – реакции организма, затрагивающие духовную сферу (потеря смысла жизни, нежелание следить за собой, уход в религию, одиночество).
Виды сестринских диагнозов (проблем): По времени появления: Настоящие (основные и сопутствующие) – есть у пациента в момент обследования (например: головная боль в связи с повышением артериального давления, дефицит самоухода в связи с обездвиженностью пациента). Потенциальные (вероятные) – их нет на данный момент, но могут появиться с течением времени (например: появление пролежней у обездвиженного пациента, риск обезвоживания организма из-за упорной рвоты). По серьёзности (приоритетности) Приоритетные - требуют срочных мероприятий, часто опасны для жизни (одышка, удушье). Промежуточные - не требуют экстренных мер, не опасные для жизни (снижение аппетита, слабость) Вторичные – не имеют прямого отношения к данному заболеванию (дисфункция кишечника у пациента с бронхитом).
Третий этап – планирование сестринского вмешательства Цель планирования сестринского вмешательства: исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные проблемы, разработать стратегию достижения поставленных целей (план), определить критерий их выполнения. Приоритетная проблема Конкретная цель Конкретное сестринское вмешательство
Четвёртый этап – сестринское вмешательство Цель сестринского вмешательства – сделать всё необходимое для выполнения плана ухода за пациентом. Центральным пунктом сестринского вмешательства всегда является дефицит в способности пациента удовлетворять свои потребности.
Сестринские вмешательства должны быть основаны на: индивидуальном подходе; безопасности для пациента и медсестры; обеспечении конфиденциальности, уважении личности пациента; информированном согласии пациента; поощрении пациента к самостоятельности.
Виды сестринских вмешательств Зависимые – выполняются на основании письменных предписаний врача, при использовании навыков медицинской сестры. Медсестра выступает как исполнитель. Например, раздача лекарств, выполнение инъекций согласно листам назначений. Независимые – непосредственная деятельность медсестры по собственной инициативе, на основе знаний и умений. Например, мероприятия по личной гигиене тяжелобольного, кормление, обучение навыкам самоухода. Взаимозависимые – совместная деятельность медсестры совместно с другими специалистами. Например, с инструктором ЛФК, с врачом, с диетсестрой.
Стандарт (англ. standart – норма) – это образец, эталон, модель, принятая для сопоставления Стандарт (англ. standart – норма) – это образец, эталон, модель, принятая для сопоставления. Стандарт включает: оснащение, которым можно и нужно пользоваться; алгоритм выполнения (последовательность действий; особенности выполнения данной манипуляции различным категориям пациентов; особенности получения информированного согласия от пациентов перед проведением данной услуги. особенности документирования выполнения;
Стандарты необходимы для: пациента – уверенность в получении качественной услуги; сестры – улучшение качества, обоснованность действий, повышение профессионального уровня, адаптация на рабочем месте; ЛПУ – улучшение организационного и материально- технического обеспечения рабочих мест, создание экспертной оценки всех видов сестринской деятельности; здравоохранения – гарантия высокого качества оказываемой пациентам помощи, повышение профессионального статуса сестринского персонала, развитие научных исследований в сестринском деле.
Пятый этап – оценка результата Это анализ ответных реакций пациента на сестринское вмешательство. Цель – определить, в какой степени достигнуты постав- ленные цели (анализ качества сестринской помощи). Процесс оценки включает: 1 – определение достижения цели; 2 – сравнение с ожидаемым результатом; 3 – формулировка выводов; 4 – отметка в сестринской документации эффективности плана ухода.
Документация сестринского процесса Документация проводится в сестринской истории состояния здоровья или болезни пациента. Заполнение документации требует времени и не должно быть сложным. Формы не должны мешать работе, превращаясь в отдельный вид деятельности, еще один производственный ритуал. Необходимость документации сестринского процесса состоит в том, чтобы от интуитивного подхода по оказанию помощи пациенту медсестра перешла на продуманный, сформированный, рассчитанный на удовлетворение нарушенных потребностей уход. Важен и сам процесс мышления медсестры, условия работы, ее компетентность. Необходима разработка оптимально удобной документации. Надо помнить, что следует избегать повторов и понимать систему фиксации информации, но последнее слово за всеми участниками сестринского процесса.
Принципы ведения документации: Принципы ведения документации: 1. Четкость в выборе слов и в самих записях. 2. Краткое и недвусмысленное изложение информации. 3. Охват всей основной информации. 4. Использование только общепринятых сокращений. 5. Каждой записи должна предшествовать дата и время, а в конце записи стоять подпись сестры, составляющей отчет. Период внедрения сестринского процесса достаточно долгий, поэтому могут возникнуть следующие проблемы, связанные с документацией: 1. Невозможность отказа от старых методов ведения документации. 2. Дублирование документации. 3. План ухода не должен отвлекать от главного - «оказания помощи». Чтобы этого не было, важно рассматривать документацию как естественное развитие непрерывности помощи. 4. Документация отражает идеологию своих разработчиков и зависит от модели сестринского дела, поэтому может изменяться.