Лекция 3. Этапы проведения аудита Работа аудита – это строго организованный процесс, которому присущи определенные этапы. Практикой выработана определенная последовательность аудита. 1. Подготовительный 2. Планирование 3. Проведение собственной проверки 4. Завершение аудита
Этапы проведения аудита 1. Знакомство с аудиторским объектом 2. Планирование аудита 3. Аудит 4. Составление отчета о результатах аудита Документация оформление Письмо – обязать. Договор Общий план аудита. Программа аудита Рабочие документы, сбор аудиторских доказательств Аудиторское заключение
Ознакомление с клиентом, Определение объема аудита Его стоимость Заключение договора на проведение аудита Знакомство с аудируемым субъектом может состояться в 2 приема: До посещения (опосредованное знакомство) Во время посещения (непосредственное знакомство) До посещения аудитор знакомит специальной литературой и отраслевой инструкцией связанной с особенностями производства. А) При изучении нового клиента аудитору необходимо собрать сведения о данной организации, оценить репутацию в деловых кругах, прочность его финансового положения и его взаимоотношения с государственными органами и другими организациями. Аудитор, используя МСА-310 « Знание бизнеса клиента » получает информацию из следующих источников. Во время посещения (непосредственное знакомство) Статистических данных, официальные отчеты учредительные документы контракты, договора материалы налоговых проверок материалы судебных исков информация, полученная при осмотре организации складов производит опрос и анкетирование персонала Подготовка к проведению аудита
Прежде всего у аудитора есть право принимать или не принимать предложение клиента на проведение аудита. Поэтому он должен определить насколько клиент или его бизнес рисковый. Обычно некоторые условия дают информацию о степени риска мошенничества или ошибок. К таким условиям относят: Осуществление руководства одним лицом, без надзорного совета (совет учредителей или собрание) Неоправданно сложную структуру корпорации Высокую текучесть кадров, особенно бухгалтерского или финансового персонала, матер.-ответственных лиц Значительной нехватки кадров Частая смена юрисконсультантов и аудиторов Б) для определения объема аудита аудитор должен получить достаточные сведения об организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита. Это необходимо для того, чтобы определить стоимость аудита, которая согласовывается с клиентом. В случае, если аудиторская фирма считает возможным проведение аудита, она оформляет «Письмо соглашение проектного договора о согласии на проведение аудита и регулируется МСА 210.
Письмо-обязатьельство аудиторской организации о согласии на проведение аудита готовятся аудиторской организацией согласно MCA. Письму обязатьельству должно предшествовать официальное обращение эконом. Субъекта, содержащее просьбу об оказании аудита (оферта). Письмо обязатьельство направляется экономия. объекту до заключения договора. Экономический объект должен письменно подтвердить согласие с условиями аудита, предложенными ауд. организацией. После выбора аудиторской фирмы, для проведения аудита клиент оформляет заявку на проведение аудита, которая называется оферта. В оферте содержатся следующие реквизиты: наименование предприятия адрес, РНН счет в банке характеристика предприятия основные показатели вид аудиторских услуг Оформляют в двух экземплярах. Рассмотрев оферту, аудиторская фирма дает соглашение на проведение аудита, которое называется «письмо-обязатьельство»
После подписания письма-обязатьельства аудиторская фирма заключает договор на проведение аудита. Договор будет иметь одно из трех названий: 1. Договор на определение аудита финансовой отчетности 2. Договор на проведение аудита фин. отчетности и оказания сопутствующих услуг по профилю деятельности – услуги, которые аудиторы могут оказывать клиентам, кроме проведения обучения аудита. 2.1) восстановление, ведение бух.учета, составление фин.отчетности. 2.2) внутренний аудит. 2.3) консультации по вопросам бух.учета и налогообложения. 3. Договор на оказание конкретных услуг
Планирование аудита При планировании аудита следует выделить следующие основные этапы 1 предварительное планирование аудита 2 подготовка и составление общего плана аудита 3 подготовка и составление программы аудита 1. На предварительном этапе планирования аудитор должен ознакомиться с финансов-хозяйственной деятельностью предприятия и получает информацию о внешних и внутренних факторах влияющих на предпринимат-ую деятельность. К внешним факторам относятся: снижение или увеличение таможенных пошлин изменение в налогообложении колебания курсов валют отраслев. факторы (насыщенность рынка этой продукцией, сезонность деятельности, ценовая конкуренция) и влияние этих факторов на рост и снижение основной деятельности. К внутренним факторам относятся: 1) Финансы – хар-ка денежных средств, банковские операции, уровень прибыли. 2) Персонал – квалификация, опыт, текучесть кадров. 3) Хозяйственные операции – факторы себестоимости, зависимость от поставщиков.
4. Составление систематической отчетности. 5. Анализ финансовой отчетности. 6. Составление бизнес-планов, разработка проектов. 7. Рекомендации по автоматизации бухгалтерского учета. 8. Разработка методических указаний по бух.учету и фин.отчетности 9. Юридические услуги, связанные с аудиторской деятельностью Для выполнения сопутствующих аудиту работ аудиторская организация должна иметь лицензию на выполнение работ и оказание услуг. В договоре на проведение аудита предусматривается: предмет договора, сроки, размер и условия оплаты, права, обязанность и ответственность сторон. Важным элементом при заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Используемые формы и виды оценки стоимости аудита можно разделить на следующие группы: аккордная оплата – за объем выплаченных работ, при которой сумма оплаты определяется и фиксируется в договоре до начала аудиторской проверки. Повременная оплата, базируется на оценке стоимости одного часа (дня) работы аудитора, зависящей от его квалификации. Сдельная оплата, применяется при восстановлении бухгалтерского учета. Расчет производится исходя из определения стоимости одной операции, выполнен. аудитором, или стоимости одного показателя в отчетности. Оплата по результатам, представляет собой долю от сэкономленных для клиента финансовых результатов. Комбинированная оплата, представляет собой различные комбинации из вышеперечисленных.