Выбор вуза или homo studentus как гедонист-оптимизатор Лаборатория институционального анализа Григорий Андрущак
Актуальность проблематики: ключевые вопросы Выбор специальностей –Фундаментальные факторы: Социально-демографические характеристики; Культурный и социальный капитал семьи; Школа; Рынок труда; –Способы влияния: Доходы специалистов; Платные услуги (первого) высшего образования.
Актуальность проблематики: подобные исследования в других странах Cebula, Lopes (1982) «Эмпирические результаты показывают, что различия в заработной плате и темпах ее изменения для выпускников различных специальностей – наиболее важные факторы выбора студентов» Berger (1988) «Вероятность того, что индивид выберет конкретную специальность увеличивается с ростом текущей приведенной стоимости будущих доходов для этой специальности по сравнению с другими специальностями» Montmarquette, Cannings, Mahseredjian (2008) «Ожидаемые доходы – неотъемлемая часть выбора специальности в вузе»
Данные Обследование, подготовленное и проведенное ЛИА осенью 2007 года Выборка 1600 семей учащихся 11 классов школ (16 крупных городов России) –дети собираются поступать в вуз Задаются вопросы о Соц.-дем. характеристикахТекущем обученииИнформации о вузах Социо-культурном капиталеЦелях получения ВОИсточниках информации
Методология исследования Оцениваются параметры уравнения ожидаемой заработной платы с учетом выбора специальности уравнений выбора специальностей в зависимости от ожиданий о заработной плате (экономика, социология, менеджмент; юриспруденция; гуманитарные науки; технические науки; медицина) Учитываются соц.-дем. характеристики семей социо-культурный капитал отношения в семьях декларируемые цели получения ВО информация о вузах, которой располагают семьи источники этой информации Проверяются гипотезы о влиянии специальностей на ожидания заработной платы о влиянии ожиданий на выбор специальности наличии селективного смещения выборки при оценивании моделей формирования ожиданий
Результаты расчетов: формирование ожиданий Ожидаемые будущие доходы связаны положительно с (Таблица 7) –текущими доходами семьи; –социо-культурным капиталом интерес к общественным событиям (новости, политика, социальные проблемы); чтение классической литературы и специализированных изданий; –текущим обучением ребенка успеваемость, подготовка к выпускным экзаменам, поступлению в вуз; –декларируемыми целями получения ВО карьера, уважение; –выбранными специальностями; –информационным обеспечением выбора вуза программы подготовки, способы поступления; –источниками информации родители одноклассников, школьные учителя, преподаватели вузов NB! эффекты селективного смещения не оказывают существенного влияния на параметры модели
Результаты расчетов: выбор специальностей Выбор специальности определяется (Таблица 9) –Социально-демографическими характеристиками семей (размер семьи, доходы) ; –Социо-культурным капиталом (интерес к общественным событиям, чтение классической литературы и специализированных изданий, деловой и развлекательной периодики и т.п., круг общения семьи, контингент одноклассников) ; –Особенностями семейных отношений (общение с ребенком, совместная подготовка и проверка ДЗ, стимулирование за успеваемость) ; –Стратегиями обучения в школе (тип школы, класса, посещение дополнительных занятий) ; –Декларируемыми целями получения образования (карьера, доходы, творческая работа, наука) ; –Информационным обеспечением (формы обучения, перспективы трудоустройства, стоимость обучения, скидки, нагрузка) ; –Источниками информации о вузах (формальные – приемная комиссия, реклама, неформальные – знакомые, родители одноклассников преподаватели). NB! ожидаемые доходы связаны положительно только с выбором юриспруденции
Выводы Ожидания будущей заработной платы связаны с выбранными специальностями –положительно для юриспруденции; –отрицательно для гуманитарных, естественнонаучных, культурологических специальностей и медицины; Выбор специальности связан с ожиданиями будущей заработной платы для –положительно для юриспруденции; –отрицательно для медицины; Вопреки декларативным утверждениям почти для 40% семей ожидания зависят от специальности, а не наоборот; Доходы являются существенным фактором выбора только для «юристов»; Спрос на специальности «инерционен»: домашние хозяйства слабо реагируют на изменения конъюнктуры рынка