Тема проекта: Формирование коммуникативных компетенций у учащихся 11-х классов. Разработчики учителя русского языка и литературы: Малова Светлана Анатольевна Брестер Татьяна Михайловна
Актуальность темы: В условиях современного речевого кризиса, который, к сожалению, затронул и сферу образования, стандартности, невыразительности речи, бедности словаря и необходимости сдачи ЕГЭ для выпускников (на «4» и «5»- написание части С) представляется чрезвычайно важным формирование коммуникативных компетенций у учащихся 11-х классов.
1)Умеешь ли ты формулировать проблему исходного текста? 2)Умеешь ли ты комментировать данную проблему исходного текста? 3)Умеешь ли ты отражать позицию автора исходного текста? 4)Умеешь ли ты аргументировать собственное мнение по проблеме? 5)Владеешь и ты умением цельно, связно и последовательно излагать свои мысли?(письменно) 6)Владеешь и ты умением цельно, связно и последовательно излагать свои мысли?(устно) Анкета учащихся 11-х классов
Актуальность темы: Это позволяет приобретать навыки позитивного диалога, сформировать моральные ценности, определить жизненные цели выпускников, подготовить к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров, также позволяет вовлечь в диалог детей с активной жизненной позицией, но со слабой учебной мотивировкой.
Цель: Создание оптимальных условий для формирования языковой коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, способствующих развитию творческих способностей как в письменной, так и в устной речи.
Задачи: Научить учащихся анализировать текст с учётом заложенных проблем; Сформировать умение вести дискуссию, аргументировано и убеждённо излагать мысли; Дискутировать, вести диалог с различными категориями собеседников; Научить создавать творческие работы различного типа; Повысить качество обученности написанию части С ЕГЭ на 10%; Формировать управленческую компетентность и целеполагание.
Особенности содержания Коммуникативные компетенции выражаются в умениях самостоятельно: Вступать в контакт с любым типом собеседника по возрасту, статусу, степени близости Поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога, диалога, а так же с использованием средств невербального общения; Слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; Высказывать и аргументировать в культурной форме отстаивать собственное мнение; Стимулировать собеседника к продолжению общения; Грамотно разрешать конфликт в общении; Изменять при необходимости свое речевое поведение; Оценивать успешность ситуации общения, корректно завершать ситуацию общения
Мониторинг Коммуникативная компетенция Дискуссионный клуб «Свободный микрофон» Конкурс творческих работ «Моей школе - 25» Проектная деятельность «Речевой этикет. Обращение», «Дискуссия как жанр риторики» Круглый стол «Калейдоскоп мыслей» Уроки истории, литературы, русского языка Элективный курс «Риторика в курсе изучения русского языка» Тренинг (написание части С в ЕГЭ) Проблемные классные часы «Мое понимание, признание и принятие другого человека»
Защита проекта «Моё будущее»
Тренинг написания задания С из ЕГЭ
Круглый стол «Калейдоскоп мыслей»
Динамика тренировочных результатов ЕГЭ за учебный год
Творчество учащихся Для меня Красноярск-это солнце, Нежный луч в морозную зиму. Будто крылышком бабочка бьётся- Это света могучего сила. Для меня Красноярск-это НЕБО, Что характер меняет весною, И любовь в моём сердце воспета Красотою его неземною. Для меня Красноярск-это ВОЗДУХ. Летом он особенно сладок Запах клумб и газонов зелёных Вперемешку с дыханьем асфальта. Для меня Красноярск-это ЛУЖИ Слёзы дождика в яркую осень Шорох листьев, предвестие стужи… А душа моя музыки просит!.. Для меня Красноярск – Мегаполис. Где театры, машины, заводы… Где огромного города голос Заблудился в просторах природы. Красноярск- это чудо природы С Енисеем, Тайгой и столбами. И со всем тем, что люди с любовью Создавали своими руками Для меня Красноярск- это люди, Кем по праву мы можем гордиться. И хоть жизненный путь часто труден- К идеалу должны мы стремиться. Горжусь, что в Красноярске родилась И счастлива, делить я с ним судьбу. Мне громко- громко хочется сказать: Мой город, я тебя люблю! Мария Болдырь. 9А.
Презентация фольклорного клуба «Звуки родины»
Высказывания учащихся: «Свободно вступаю в дискуссию»; «Уверен, что справлюсь с заданием С на ЕГЭ»; «Обрел навыки правильного построения текста»; «Научился работать со словарями»; «Хочу попробовать себя в написании сценария к последнему звонку»; «Понял, что не зря потратил время, занимаясь в течение года в рамках проекта «Формирование коммуникативных компетенций»».