МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ : ОТ ИКОНЫ ДО ДЕМОНА (1856 – 1910)
БИОГРАФИЯ Врубель, Михаил Александрович - один из замечательнейших русских художников ( ), сын офицера русской службы. Вследствие частых перемещений его отца, Врубель с детства испытал много новых впечатлений, живя попеременно в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове и опять в Петербурге. По окончании курса в Петербургском университете поступил в Академию Художеств. Здесь большое влияние оказал на него профессор П.П. Чистяков, а также А. Серов. В 1883 г. профессор А.В. Прахов пригласил его в Киев для реставрации и росписи Кирилловской церкви. Исполненные здесь Врубелем работы, а также его декорации во Владимирском соборе принадлежат к лучшему, что создано в религиозной живописи за весь XIX в. В 1884 г. поездка в Северную Италию оказала большое влияние на развитие его творчества. В 1887 г. ему поручается исполнение фресок для Владимирского собора по эскизам, сделанным им частью еще ранее. В том же году стал заниматься скульптурой.
БИОГРАФИЯ Осенью 1889 г. он переезжает в Москву, и тут начинается период его наиболее плодовитой работы. Он пишет портреты С.И. Мамонтова и К.Д. Арцыбушева, заканчивает "Демона" и исполняет иллюстрации к Лермонтову. В годах исполняет скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики (Снегурочка, Лель, Волхова, Садко, Купава, Египтянка и пр.) В 1896 г. пишет большие декоративные панно для нижегородской всероссийской выставки. В 1897 г. пишет большие панно для Морозова: "Утро", "Полдень" и "Вечер". В 1900 г. начал писать второго "Демона" (ныне собственность В.П. Рябушинского) - одну из лучших его картин. В 1901 г. появились первые признаки душевного расстройства, приведшего в конечном счёте художника к смерти.
"ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ" Картина стала результатом серьезной работы художника над декорациями к опере "Сказка о царе Салтане". Из всех персонажей именно Царевна - Лебедь больше всего интересовала мастера. Два природных начала - холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое - привлекали художника в этом образе. Сказочность, чудесное сочетание несочетаемого - стали главными идеями художника. Удалось передать самый чудесный момент – превращение. «Царевна - Лебедь»
За три года до написания работы, художник увлекся образом Кармен из оперы Бизе. Долгое время он рассказывал о своих задумках коллегам, но к работе не приступал. Моделью для картины согласилась стать женщина, с которой мастер был едва знаком. Перед зрителем, несомненно, испанка на фоне мавританских ковров. Перед героиней гадальный расклад, карты предвещают беду. Не случайно автор изобразил пикового туза в раскладе. Теперь становится понятным и жгучий взгляд героини. Она узнала чужую тайну, она заглянула в будущее и сама чувствует себя неуютно. «Гадалка»
Создавая одну из алтарных икон храма XII века, мастер старался придерживаться канонов византийской живописи. Несмотря на строгие правила, работа выделяется из общего ряда и представляет собой новое слово в русской иконописи. Необычно для зрителя выражения лиц на иконе. Реалистичность и выразительность образов сильнейшим образом воздействует на зрителя. Именно с этой работы и началась слава мастера в России. «Богоматерь с Младенцем»
Когда для создания новых росписей Владимирского собора пригласили Врубеля, он и представить себе не мог, насколько эта работа его захватит и вдохновит на многие шедевры. Перед нами образ посланника Божия, который скорее напоминает итальянского юношу с полотен мастеров барокко. Его неземная суть выражена в отрешенном взгляде, фантастическом тонком и многоцветном одеянии. Крылья скорее угадываются, нежели изображены напрямую. «Ангел с кадилом и свечой»
Художнику были заказаны эскизы костюмов к опере "Снегурочка". Главная героиня особенно интересовала мастера. Художник изобразил её в момент появления на глазах у людей. Снегорочка немного растеряна, хотя и достаточно уверена в себе. На губах легкая, едва уловимая улыбка. Характер героини раскрывают глаза - большие, удивленные, готовые к новым, неведомым ранее впечатлениям, знаниям, приключениям. «Снегурочка»
«Пан» Среди картин "сказочного цикла" исследователи именно этой работе отдают пальму первенства. Классический сюжет из античной мифологии, навеянной мастеру новеллой Анатоля Франса, "звучит" совершенно на русский манер. На это мастер обращает внимание публики весьма настойчиво.
Главной темой творчества Врубеля стала тема Демона. Сочетание мощи и бессилия молодого гиганта перекликается с мерцающей красотой окружающего его мертвого пейзажа, в котором есть только причудливые колючие скалы да каменные облака. «Демон сидящий» Позднее Бенуа вспоминал, что Врубель продолжал работать над образом демона даже после открытия выставки. По его словам, под кистью Врубеля демон на глазах менял свое обличье, и это производило впечатление реального противоборства художника-творца с падшим ангелом.
Иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон»
Картина навеяна не только известным стихотворением Пушкина, но и тяжелыми, сложными и откровенно безумными сновидениями. Многие искусствоведы считают, что именно эта работа мастера стала вершиной его многогранного творчества. Долгое время автор обращался к теме языческого мира, сказок, традиционных верований, а также к образам падших ангелов. В конце жизни художник пришел к образу Серафима, что выглядит законченным кругом по-настоящему творческого человека, выполнившего свою миссию. «Шестикрылый Серафим»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Врубель - один из немногих истинно гениальных русских художников. Картины Врубеля - подлинные жемчужины таланта, вдохновения и поэзии среди скучной и унылой живописи рубежа веков. И если при жизни он был гоним и осуждаем (вспомним эпизод с Репиным, который прямо сказал Врубелю: "Рисовать Вы не умеете"), то сейчас Врубель занял высочайший статус в пантеоне русской живописи."