ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛОЖЕНИЯ И ОЦЕНКИ МОЛОДЕЖИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Advertisements

1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
1. Особенности социального познания. 2. Социальные факты: сущность, интерпретации, оценки 3. Науки, изучающие общество.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. План: 1.Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. 2. Классификация социально-гуманитарных наук. 3. Общественные науки: социология,
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. План. 1.Научное познание природы и общества. 2.Основные принципы научного социального познания. 3.Обыденное и научное социальное.
Социальное познание урок для профильного уровня 10 класса разработан учителем высшей категории МОУ «Гимназия 10» г. Ржева Белых Владимиром Ивановичем.
Лекция 1. Наука как феномен духовной культуры. Вопросы : 1. Наука : определение, цель и задачи, основные функции. 2. Возникновение науки. 3. Проблема.
1 Философские проблемы естественных, гуманитарных и технических наук доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
Мировоззрение – система или совокупность представлений, знаний, взглядов о мире, природе, обществе и человеке, об отношениях между ними. Мировоззрение.
Познание – 8: Социальное познание В прошлый раз Истина – адекватное отражение познающим субъектом познаваемого объекта. Как человек может удостовериться.
Домашнее задание §1 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 16 письменно. Обществознание: учебник.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ЕСТЬ ПОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА, ПРОТЕКАЮЩИХ В НЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Гносеология слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы.
Транксрипт:

ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛОЖЕНИЯ И ОЦЕНКИ МОЛОДЕЖИ

Тема 1. Социальное познание как основа исследований о молодежи СОЦИАЛЬНОСТЬ - (от латинский. socialis – совместный, общественный), которая выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Социальность - основная специфическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействий, встречающихся в животном мире (стадо обезьян, волчья, птичья стая или муравейник. Социальность - общая характерная черта, свойственная положению, отношениям и взаимодействиям людей в обществе, в любом его типе, в любой его части (в экономике, политике, культуре и т.д.), на любом этапе его развития.

Тема 1. Социальное познание как основа исследований о молодежи ПОЗНА́НИЕ совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание - категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми.

Тема 1. Социальное познание как основа исследований о молодежи В широком смысле слова всякое познание имеет социальный, общественный характер. В узком смысле понятие «социальное познание» - это система знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.

Тема 1. Социальное познание как основа исследований о молодежи Специфика социального познания заключается в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. Сами люди (молодые люди, молодежь) являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. В отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.

Тема 1. Социальное познание как основа исследований о молодежи Общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.

Тема 1. Социальное познание как основа исследований о молодежи К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т. е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является, в конечном счете, сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. При характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор.

Тема 1. Социальное познание как основа исследований о молодежи Характер социального познания Конкретная комбинация всех указанных факторов и сторон специфики социального познания обусловливает характер и особенности различных сторон социального познания: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).

Тема 1. Социальное познание как основа исследований о молодежи ОНТОЛО́ГИЯ (ново лат. ontologia от др.-греч. ν род. п. ντος сущее, то, что существует и λόγος учение, наука) Онтологическая сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений.

Тема 1. Социальное познание как основа исследований о молодежи ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis знание и logos учение) употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности как таковой; 2) как философская дисциплина, предметом исследования которой является одна форма познания научное познание (в этом случае используется термин «эпистемология»). Гносеологическая сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания. К гносеологической стороне социального познания относится решение таких проблем: -каким образом осуществляется познание общественных явлений; -каковы возможности их познания и каковы границы познания; -роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта; -роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании.

Тема 1. Социальное познание как основа исследований о молодежи АКСИОЛО́ГИЯ (от др.-греч. ξία ценность) теория ценностей, раздел философии. Аксиологическая сторона социального познания играет важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют формы и методы познания, а также специфику истолкования результатов социального познания. То, как исследователь видит объект, что он в нем постигает и как он его оценивает, вытекает из ценностных предпосылок познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах noзнания.

Тема 1. Социальное познание как основа исследований о молодежи Онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей.

Тема 1. Социальное познание как основа исследований о молодежи Основу социального познания составляют социальные факты. В онтологическом смысле факты - любые не зависящие от наблюдателя состояния действительности или свершившиеся события. В логико-гносеологическом плане фактами называют обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале. ФАКТЫ элементарные компоненты системы знания.

Тема 1. Социальное познание как основа исследований о молодежи Понятие «социальный факт» введено Э. Дюркгеймом ( ). Он разделял социальные факты на морфологические как материальный субстрат общества (например, плотность населения) и нематериальные факты как компоненты коллективных представлений, имеющие надиндивидное социально-культурное значение.

Тема 1. Социальное познание как основа исследований о молодежи В современной социологии социальными фактами принято считать: –совокупные, систематизированные характеристики массового поведения; –совокупные, систематизированные характеристики массового сознания мнений, оценок, суждений, верований и т. п.; –совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной; –отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия, подлежащее интерпретации с позиций деятельного субъекта.

Тема 1. Социальное познание как основа исследований о молодежи Вопросы для самоконтроля: Что такое социальное познание? Что собой представляет онтологическая сторона социального познания? В чем суть гносеологической стороны социального познания? Дайте характеристику аксиологической стороне социального познания. В чем специфика социального познания? Что такое социальный факт? Приведите примеры социальных фактов.

Задание для самостоятельной работы I. Составить глоссарий по теме: –наука –онтология –гносеология –аксиология –знание –научное знание –обыденное знание –познание –научное познание –социальное познание –факт –научный факт –социальный факт

Задание для самостоятельной работы II. Подготовить сообщения: 1. Природа и специфика социального факта, его структура. 2. Анализ интерпретаций социального факта в западной социологии. 3. Концепция социального факта Э. Дюркгейма.. 4. Система фактов как основа обобщений и доказательств. 5. Противоречивость фактов как источник новых проблем и стимул теоретического поиска новых фактов посредством комплексных исследований положения молодежи в обществе