Проект «Изучение психологической готовности детей к школе» Работу выполнила: ученица 9 класса МБОУ «Рассветовская ООШ» Решетилова Кристина Руководитель: Учанина Т. Н.
Виды деятельности психолога. Психодиагностика. Практическая работа с детьми дошкольного возраста
Элективный курс «Я – психолог» Цели курса: вовлечение учащихся в продуктивную, проектно-исследовательскую и творческую деятельность, позволяющую «примерить» на себя профессию психолога.
Направление деятельности Курс «Я – психолог» Теоретическая часть Практическая часть
Виды деятельности психолога: Психологическая диагностика Психологическое консультирование Психологическая профилактика Психологическая коррекция Виды деятельности психолога
Психологическая диагностика Предлагает профессиональное владение методами психологического исследования ребенка, в том числе и тестами. Основная задача психолога – оценить поведение детей и взрослых, дать им психологическую характеристику.
Психологическое консультирование Нужно выработать точную формулировку психолого- педагогических рекомендаций, вытекающих из проведения психодиагностических исследований. Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультации.
Психологическая профилактика Связана с решением задач предупреждающего характера, предотвращающих наступление нежелательных психологических последствий в развитии ребенка.
Психологическая коррекция Предполагает оказание прямого воздействия психолога на ребенка или взрослого с целью исправления их психологии или поведения. Здесь психолог должен профессионально владеть методами психологии: психотерапией, аутотренингом, определенными приемами.
Психодиагностика «Обследование психологической готовности ребенка к школе»
Психодиагностика Постановка диагноза Всестороннее целостное обследование Цель: отклонение какого-то конкретного психологического явления, а затем организация коррекционной работы Цель: определение его общего состояния. Это необходимо для психопрофилактики и психокоррекции.
Психодиагностика выполняет 3 функции: Постановка диагноза. Прогноз (А что будет если) Коррекция.
Этапы (процедура) проведения психологического обследования Изучения практического запроса. Формулировка психологической проблемы.Формулировка психологической проблемы. Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений.Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений.
Выбор методов обследования.Выборметодов обследования Использование метода. Формулировка психологического диагноза.
Разработка рекомендаций программы коррекции или развивающей работы с детьми.Разработка рекомендаций программы коррекции или развивающей работы с детьми Осуществление программы коррекций работы.Осуществление программы коррекций работы. Контроль за выполнением программы или рекомендаций.Контроль за выполнением программы или рекомендаций.
Изучение практического запроса: Запрос поступил от педагога ГКП Булухта Е. И.: «Проследить уровень психологической готовности детей к школе в возрасте 6 лет и 7 лет».
Формулировка психологической проблемы Запрос предполагает обязательное дополнительное изучение ребенка в разных видах деятельности. Мы взяли направление «Психологическая готовность к школе»
Выдвижение гипотезы: Наше предположение: «Т. к. дети, с которыми мы работали, по возрасту достигли более 6 лет 6 месяцев, то у них должен быть высокий (средний) уровень готовности к школе».
Выбор методов исследования «Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе» авторов А. Л. Венгера, Т. А. Нежновой др.
Использование метода (состоит из нескольких методик) 1. Ориентировка в окружающем, запас знаний, отношение к школе выявляется в беседе: - Как тебя зовут? - Сколько тебе лет? Когда исполнилось? - Как зовут твоих родителей? - Как называется поселок, в котором ты живешь? - каких ты знаешь домашних животных? Диких? - В какое время года на деревьях появляются листья? _ Что остается на земле после дождя? - Чем отличается день от ночи? - Хочешь ли ты идти в школу? - Как ты думаешь, что хорошего и интересного будет в школе? - Как по-твоему лучше учиться: дома с мамой или с учительницей в школе?
Результаты Кирилл Алексей Результат: по вопросам 1-8: 8 плюсов – «высокий уровень ориентировки в окружающем, запас знаний, отношение к школе» Результат: по вопросам плюсов – «средний уровень ориентировки в окружающем, запас знаний, отношение к школе»
2. Уровень умственного речевого развития. 1. Понимание грамматической конструкции: Взрослый произносит предложение: «Петя пошел в кино, как дочитал книгу». Вопрос: что делал Петя раньше – смотрел кино или читал книгу?
Результат: Кирилл Алексей Не верно ответил (-)Верно ответил (+)
Выполнение словесных поручений: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». Вопрос: Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?
Результат Кирилл Алексей Выполнил верно (+)Задавал дополнительные вопросы, переспрашивал задания (+/-)
. Изменение существительных по числам (назвать данные существительные во множественном числе) книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.
Результат Кирилл Алексей Допустил ошибки: ухи, браты, лампочки, ребенка, окошки Результат: промежуточный (средний) Допустил ошибки: города, стулы, ухи, браты, ребенка Результат: промежуточный (средний)
4. Подбор антонимов: Высоко, близко, светлый, день, сухо, холод, поздно, встать, детский, начало
Результат Кирилл Алексей Допустил ошибки: встать – опуститься, детский – сад, Близко – не близко Результат: средний Допустил ошибки: Встать – не встать, детский – не детский, начало, не начало Результат: средний
Рассказ по картинкам Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой – умывается, на третьей – завтракает, на четвертой – идет школу). Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.
Рисунки, которые мы использовали для методики
Результат Кирилл Алексей С заданием справился, рассказ составил (+) Не справился с заданием, рассказ не составил (-)
Собирание разрезных картинок Ребенку предлагают сложить картинку из частей. Взрослый говорит: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее».
Сломанная картинка
Результат Кирилл Алексей Справился с заданием (+) Не справился с заданием (-)
Рисунок человека Ребенку предлагают нарисовать человека (дядю), самого лучшего, какой у него получится. Если ребенок говорит, что не умеет рисовать, его надо ободрить, объяснить, что в этом возрасте все дети не очень хорошо рисуют, но все равно каждый рисунок по-своему интересен.
Работы детей Кирилл Алексей
Результат Кирилл Алексей На рисунке присутствуют: голова (глаза, нос, рот), руки (видна толщина конечностей), ноги (видна толщина конечностей), туловище; Второстепенные детали: пальцы Результат: средний, т.к второстепенных деталей должно быть не менее трех. (+/- ) На рисунке присутствуют: голова (глаза, нос, рот), руки (видна толщина конечностей), ноги (видна толщина конечностей), туловище; Второстепенные детали: нет Результат: средний, т.к. нет второстепенных деталей, но ноги, руки и туловище имеют толщину.
Анализ образца Образец На столе перед ребенком выкладывается из спичек фигура человека так, чтобы образец не соответствовал детскому стандартному варианту. Ему нужно по памяти составить точно такой же образец.
Результат Кирилл Алексей Фигура, которую сложил Кирилл соответствует образцу (+) Фигура, которую сложил Алексей соответствует образцу (+)
Одномоментное восприятие количества На столе перед ребенком россыпью лежат спички. Взрослый говорит ему: «Бери отсюда столько спичек, сколько буду брать я», – затем берет одну спичку, показывает ее ребенку на ладони и сразу зажимает в кулаке (время предъявления должно быть коротким, поскольку проверяется не способность к пересчету, а возможности одномоментного восприятия количества).
Результат Кирилл Верно показывал количество спичек. Вывод: высокий уровень одномоментного восприятия количества. Алексей Верно показывал количество спичек. Вывод: высокий уровень одномоментного восприятия количества.
Знаний букв, умение читать. Кирилл Буквы знает, читает по буквам «т» «а» – «та» Алексей Буквы знает, но при назывании букв делал ошибки, у него получается читать небольшие слова
Развитие движений А) Езда по дорожке Ребенку предлагается задание «Езда по дорожке». Взрослый предлагает ребенку «проехать по дорожке», соединив линией изображения машины и дома.
Результат Кирилл «Езда по дорожке» Алексей «Езда по дорожке»
Вывод по заданию «Развитие мелких движений» Кирилл Результат выполнения задания «средний», т. к. наблюдается неуверенное ведение линии, частая остановка руки при рисовании дорожки. Алексей Результат выполнения «высокий», т. к. отсутствуют выходы за дорожку, линия четкая.
Крупные движения.. Его оценка производится на основе наблюдений за походкой ребенка (чтобы наблюдать за ней, можно попросить его принести какую-нибудь вещь, лежащую в другом конце комнаты), а также за тем, как он бросает мяч взрослому, как ловит мяч, брошенный ему взрослым.
Результат Кирилл Походка уверенная, при игре с мячом движения четкие, правильные. Результат: высокий уровень развития крупных движений. Алексей Походка уверенная, при игре с мячом движения четкие, правильные. Результат: высокий уровень развития крупных движений.
Заключение (сводная карта). Кирилл Дата рождения: 12 апреля 2005 г. Посещал ГКП 1. Ориентировка в окружающем, отношение к школе: Уровень: высокий Алексей Дата рождения: 28 августа 2005 г. Посещал ГКП 1. Ориентировка в окружающем, отношение к школе: Уровень: средний
Заключение. Кирилл Мышление и речь: Результат: промежуточный (+/-) Итоговый уровень: промежуточный Алексей Мышление и речь: Результат: промежуточный (+/-) Итоговый уровень: промежуточный
Заключение. Кирилл Образные представления: Результат: промежуточный Итоговый уровень: средний Алексей Образные представления: Результат: промежуточный Итоговый уровень: средний
Заключение. Кирилл Анализ образца: Результат: высокий Итоговый уровень: высокий Алексей Анализ образца: Результат: высокий Итоговый уровень: высокий
Заключение. Кирилл Одномоментное восприятие количества Уровень: высокий Алексей Одномоментное восприятие количества Уровень: высокий
Заключение. Кирилл Мелкие движения Уровень: средний Результат: средний Алексей Мелкие движения Уровень: высокий Результат: высокий
Заключение. Кирилл Крупные движения Уровень: достаточный Результат: высокий Алексей Крупные движения Уровень: достаточный Результат: высокий
Заключение. Кирилл ИТОГОВЫЙ УРОВЕНЬ Уровень готовности ребенка к школе: СРЕДНИЙ Алексей ИТОГОВЫЙ УРОВЕНЬ Уровень готовности ребенка к школе: СРЕДНИЙ
Общие рекомендации. 1. Продолжать заинтересовывать ребенка в обучении с помощью разнообразных заданий (можно использовать для этой рекомендации детские развивающие журналы: «Солнечный зайчик», «Веселая математика», «Непоседа» и др. 2. Прививать ребенку интерес к таким предметам как математика, русский язык, чтение и др.
Индивидуальные рекомендации. Кирилл 1. Развивать и совершенствовать речь ребенка, записаться на консультацию к логопеду. 2. Делать с ребенком зарядку для развития мелких движений. 3. Давать ребенку задания для развития внимания, памяти. Алексей 1. Помогать ребенку повышать уровень знаний в окружающем. 2. Учить устанавливать закономерные связи между предметами и явлениями окружающего мира. 3. Помогать развивать далее образные представления.
Осуществление программы коррекционной работы. Осуществление программы коррекционной работы: Дата: со 2 апреля 2012 года по 10 августа 2012 года. Контрольная диагностика 15 августа 2012 года.
Контроль за выполнением программы и рекомендаций. Руководитель ГКП: Булухта Е. В. Учитель первого класса: Лиляк Н. В.