Круглый стол « Школьная тревожность»
Цели: Познакомить с методиками выявления уровня тревожности учащихся. Рассмотреть результаты исследования и обсудить. Разработать в совместной деятельности советы профилактики школьной тревожности
Тревожность - психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека.
Выпускные классы начальной школы
63% имеют нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности. 32% имеют несколько повышенную тревожность, которая часто связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. 5% имеют высокую тревожность. Группа риска.
Средняя школа
54% имеют нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности. 54% имеют нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности. 23% имеют несколько повышенную тревожность, которая часто связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. 21% имеют высокую тревожность. Группа риска.
Общая тревожность в школе- общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Страх ситуации проверки знаний- негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих- ориентация на других в своих поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. Проблемы и страхи в отношениях с учителями- общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка
Общая тревожность 47% - нормальный уровень 31%- несколько повышенный 16%- высокий и 3%- очень высокий - - может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий. Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.
Результат диагностики Боязнь неудач в учебе Чувство неполноценности Страх перед предстоящими контрольными, зачетами, экзаменами. Выступления на большую аудиторию Недостаточное усвоение материала, т.к. сформировались эпизодические основные учебные знания, умения, навыки.
Признаки проявления тревожности Склонность к перепадам настроения Болезненная реакция: а) на замечания преподавателя б) насмешки одноклассников Астено-невротические реакции: а)головная боль б)неспокойный сон в)рассеянность г)сердцебиение д)раздражительность Неуверенность в своих учебных способностях Высокий уровень тревожности может провоцировать различные функциональные нарушения невротического характера
СОВЕТЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ профилактики школьной тревожности В литературе можно выделить два основных подхода к преодолению тревожности. В одном упор делается на формирование у ребенка конструктивных способов поведения в трудных ситуациях, а также на овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой. В другом занимает работа по укреплению уверенности в себе, развитие позитивной самооценке и представления о себе. Наибольший эффект будет если сочетать оба подхода. Необходимо завоевать доверие, установить и укрепить потребность в общении (учителя редко общаются и разговаривают с ребятами в неформальной обстановке Проще сделать это через игры (в кабинете подборка)
Упражнения на снятие мышечного напряжения (физминутки), любое наше состояние каким-либо образом проявляется на телесном уровне, психогимнастика (начальное и среднее звено, старшее). Эти упражнения позволяют изучить, понять свое состояние в тот или иной момент, но и учат овладевать этим состоянием и изменять его по своему желанию. Индивидуальная работа (начальное звено) оригами – исследования доказывают, что данные упражнения помогают стабилизировать на высоком уровне психическое и эмоциональное состояние, снизить тревожность. Групповая работа. Во время групповой работы происходит осознание своего места в окружающем мире и выработка навыков группового взаимодействия. Следить и контролировать свое состояние (учителя ругают, кричат, и как следствие поднимается тревожность у детей). Данная работа может осуществляться учителями на уроках, классными руководителями.
Пусть все у вас получится в работе с детьми!