Трудности ЕГЭ
Когнитивные трудности Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков:
умения выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных; умения оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.
Процедура ЕГЭ требует особой стратегии деятельности ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять.
На ЕГЭ определение какой – то рекомендуемой, а не индивидуальной, эффективной для себя стратегии работы может привести к тому, что человек делает не то, что ему удобно, а то, как ему сказали, что, в конечном счёте, приводит к снижению результата
Выбор оптимальной стратегии может представлять некоторую трудность для ученика. На этот выбор оказывает влияние множество факторов:
Например: уровень притязания учащихся (неумение адекватно оценивать свои возможности, завышенный или заниженный уровень притязаний; неумение выпускника планировать время, как следствие возникновения страха не успеть выполнить задание.
Для преодоления когнитивных трудностей необходимо: осваивать навыки работы с тестами; вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности.
Индивидуальная стратегия деятельности – это совокупность приёмов и способов, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене
Личностные трудности Это затруднения обусловленные особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.
Основное следствие личностных трудностей – это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Чем больше ребёнок тревожиться, тем меньше сил у него остаётся на учебную деятельность.
Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, у него появляется страх «не успеть».
Дефицит информации повышает тревогу
При сдаче экзамена выпускники лишены эмоциональной поддержки (там всё чужое: люди, учащиеся, помещение). Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании.
ЕГЭ – это сразу два экзамена – выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а следовательно, и уровень тревоги учащихся.
Процессуальные трудности Это проблемы, которые связаны с самой процедурой Единого Государственного экзамена.
Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. У выпускников может возникнуть страх ошибиться при заполнении бланка. Возможны трудности с кодированием – раскодированием информации (соотнесением содержания и соответствующего ему номера).
Трудности, связанные с непривычной ролью взрослого. Обычно на экзамене педагог, особенно работающий в данном классе, совмещает функции поддержки и оценки. В ситуации ЕГЭ присутствующие педагоги – это только наблюдатели, что также может повышать тревогу у выпускников.
Трудности, связанные с критериями оценивания ответа. Контраст с привычными проверочными процедурами действительно велик (обычно – личный контакт с экзаменатором, здесь – отсутствие такового, обычно – развёрнутый цветистый ответ, здесь – лаконичный).
Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей