Путешествие из Петербурга в Москву наиболее известное произведение Александра Радищева. Опубликовано в Российской империи в мае 1790 года. Работа печаталась без указания автора в домашней типографии Рад ищева. Александра Радищева Российской империи мае 1790 года автора типографии
«… самоубийственный подвиг »
Содержание Повесть представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой названиями городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Автор рисует картины современной ему России, уделяя основное внимание положению крепостных крестьян, угнетаемых помещичьим классом. Параллельно с этим Радищев смело и резко осуждает самодержавие. Кроме того, Радищев включил в повесть свою оду «Вольность» и «Слово о Ломоносове». Повестьфрагментовгородовдеревенькрепостныхпомещичьим
Эпиграф Образно характеризуя русское самодержавие, Радищев поставил эпиграфом к своему произведению стих из поэмы В.К. Тредиаковского «Телемахида»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Эпитеты к слову чудище означают: обло – круглое, жирное; озорно – творящее безобразие, беззакония; стозевно – имеющие сто глоток, жадное, ненасытное; лаяй – лающее, ругающееся. В предисловии автор указывает причину, побудившую его писать: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».
Посвящение Кутузову В предисловии к «Путешетвию» (Радищев адресует свою книгу другу Алексею Михайловичу Кутузову) появляются слова, которые в значительной степени предопределяют совершенно иное отношение к литературе, к своему месту в литературе. Иное, по сравнению с тем, к чему мы привыкли. Посвящение любезнейшему другу А.М. Кутузову Радищев начинает со слов: «Я взглянул окрест меня – душа моя, страданиями человеческими уязвлена стала». Следует обратить внимание, что на этом автор не обрывает свою мысль, он продолжает: «Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека». Можно предположить, что это новое и неожиданное слово, новый, неожиданный ход для литературы XVIII века. Человек живёт не только впечатлениями об окружающем его мире, а человек живёт и тем, что он находит в самом себе: «взглянул окрест себя», а следующий взгляд – «взглянул внутрь себя». Впервые литература становится не просто отражением окружающих обстоятельств, не просто изображением того, что происходит вокруг человека, – литература становится отражением того, что происходит внутри человека.
« София » В главе « София » путешественник размышляет об особенно стях русского национального характера : « Бурлак, идущий в кабак повеса голову и возвращающийся обагрённый кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории Россий ской ».
« Любани » автор описывает свою встречу с крестьянином, который в праздник пашет ниву. Шесть дней в неделю он работа ет на барщине. На вопрос автора, когда же он успевает доставать хлеб, чтобы прокормить большую семью, он отвечает : « Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не ум рёт. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возь мусь за другую ; дело - то и споро ». Путешественник потрясён при знаниями крестьянина. Свои размышления он оканчивает словами : « Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение ».
« Чудово » На станции Чудово герой встречается с другом, который рассказывает ему историю, с ним приключившуюся. Отправив шись на небольшом судне в путешествие по морю, он со спут никами попал в шторм. Судно застряло в полутора километрах от берега между двумя камнями и не двигалось с места. Двена дцать человек едва успевали откачивать воду. Один храбрый человек, рискуя жизнью, сумел добраться до берега, добежал до ближайшего селения и пришёл к начальнику, прося помощи. Начальник спал, а сержант не посмел его разбудить и вытолкал человека за дверь. Тот обратился к простым рыбакам, которые спасли оставшихся. Вернувшись в посёлок, рассказчик отпра вился к начальнику. Он думал, что тот накажет своего сержанта, узнав, что его не разбудили, когда двенадцать человек были в опасности. Но начальник только ответил : « Не моя то долж ность ». Тогда рассказчик обратился к высшему начальству, и « некто » ему ответил : « Но в должности ему не предписано вас спасать ». « Теперь я прощусь с городом навеки, восклицает рассказчик. Не въеду николи в сие жилище тигров. Единое их веселие грызть друг друга ; отрада их томить слабого до издыхания и раболепствовать власти ».
« Спасская Полесть » В Спасской Полести герой попадает под дождь и вынужден ночевать и избе. Там он слышит шёпот : разговаривают муж и жена, которые тоже заночевали по дороге в Новгород. Муж рассказывает жене историю, достойную пера Салтыкова - Щедрина. Мы видим Радищева с новой стороны : перед нами острый сатирик, повествующий, как наместник тратит казённые деньги на собственные прихоти ( он очень любит « устерсы », то есть устриц ), а курьеры и офицеры получают деньги и чины за то, что исполняют эти прихоти.
« Новгород » Размышляя о былом величии Новгорода, автор с горькой иронией пишет о праве народов : « Когда возникают между ими вражды, когда ненависть или корысть устремляет их друг на друга, судия их есть меч. Кто пал мёртв или обезоружен, тот и виновен ; повинуется непрекословно сему решению, и апелляции на оное нет. Вот почему Новгород принадлежал царю Ивану Васильевичу. Вот для чего он его разорил и дымящиеся его остатки себе присвоил ».
« Зайцово » Предвосхищая мысль Толстого, Радищев говорит, что во время войны « великие насилия правом войны прикрываются »; размышляет о корыстолюбии начальства, о бесправии крестьян, затрагивает экономические проблемы, вопросы воспитания и взаимоотношений между мужем и женой как в крестьянской, так и в дворянской семье.
« Едрово » В главе « Едрово » путешественник встречает девушку Анюту, разговаривает с ней. Он восхищается не только её красотой, но благородством в образе её мыслей. Анюта собирается жениться, и герой от чистого сердца предлагает её матери сто рублей в приданое для дочери. Мать отказывается, хотя для крестьянской семьи это огромные деньги. Целомудрие и невинность Анюты восхищают героя, и он долго думает о ней.
В этой же главе он рассказывает эпизод Пугачёвского восстания. Имя Пугачёва было запрещено даже упоминать, но Радищев смело рассказывает о произволе помещика и расправе над ним крестьян, которых потом осудили, и подводит итоги своим размышлениям : « Но крестьянин в законе мёртв...»
« Хотилов » и « Выдропуск » Главы « Хотилов » и « Выдропуск » носят подзаголовок « Проект в будущем ». Это важнейший документ общественной мысли первая российская утопия. Каким может стать государство, когда, « наслаждался внутреннею тишиною, внешних врагов не имея », доведено будет общество « до высшего блаженства гражданского сожития »? Единственным стражем общества будет закон : « под державным его покровом свободно и сердце наше », в это хочет верить Радищев.
« Торжок » Что нужно для этого ? Автор отвечает нам в главе « Торжок ». Начало гражданскому обществу свобода, и первый элемент свободы « свободное книгопечатание », когда цензура не стоит у печатного станка « нянькою рассудка, остроумия, воображения, всего великого и изящного ». Но « вольность мыслей правительст вам страшна ».
Проезжий, с которым знакомится путешественник, даёт по читать тетрадку с сочинением, название которого « Краткое повествование о происхождении цензуры ». В тетрадке исто рия борьбы власти и общественной мысли со времён Сократа до последних европейских событий.
« Медное » В главе « Медное » трагическая сцена продажи семьи кре постных крестьян на торгах. Кто имеет власть установить свобо ду для крестьян в России ? « Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе пободрствовать, все великие вотчинники, и свободы не от их сове тов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения ».
« Тверь » В Твери путешественник встречается со стихотворцем, кото рый размышляет о значении поэзии в обществе и читает ему оду « Вольность ». Как понимать вольность ? « Вольностию должно называть то, что все одинаково повинуются законам ». Ода написана самим Радищевым и оказала огромное влияние на Пушкина. Пушкин признавался в этом в черновой редакции « Памятника »: « Вослед Радищеву восславил я свободу...».
Сейчас нас поражают фразы, звучащие как пророчества : « Желал я, чтобы земледелец не был пленник на своей ниве...»; « Следующие 8 строф содержат прорицания о будущем жребии отечества, которое разделится на части, и тем скорее, чем будет пространнее. Но время ещё не пришло. Когда же оно наступит, тогда Встрещат заклепы тяжкой ночи. Упругая власть при последнем издыхании приставит стражу к слову и соберёт все свои силы, дабы последним махом разда вить возникающую вольность... (...) Но человечество взревёт в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым при родным правом, двинется...»
Литературное путешествие. Требования жанрового канона. 1. Посвящение другу – товарищу детства и юности Алексею Михайловичу Кутузову. Произведение Радищева – полемический отклик на книгу немецкого писателя Г. В. Бериша « Путешествие добродетели », переведенную на русский язык А. М. Кутузовым, одним из руководителей русского масонства
Литературное путешествие. Требования жанрового канона. 2. Объяснение причины создания и публикации книги. Писатель ставил перед собой цель : разбудить дремлющие силы « сочувственников », сделать их единомышленниками в борьбе за счастье народа, привлечь на свою сторону колеблющихся, заставить задуматься равнодушных, бросить вызов « жестокосердным ».
Литературное путешествие. Требования жанрового канона. 3. Традиционные мотивы и приемы : культ дружбы, приём « найденной рукописи », описание разговора с несчастной девушкой, встречи с нищим, посещение крестьянской избы и т. п. Каждое описанное событие – факт современной писателю русской жизни, который становится звеном общей системы антинародной политики « верхов ».
Литературное путешествие. Требования жанрового канона. 4. Огромный и пестрый мир, ощущение сложности, мозаичности картины которого усиливает включение в книгу различных жанров : фольклора, древнерусской литературы, новой русской литературы XVIII века, а также жанров деловой и научно - публицистической прозы.
История написания С точки зрения формы, Радищев следует канонам жанра сентиментального путешествия, особенно популярного в континентальной Европе в е годы. Эта форма является способом изложения мыслей Радищева об общественном устройстве России. Благодаря этому книга смогла пройти цензуру : цензор просмотрел только содержание, а так как главы романа называются по городам, то цензор счёл эту книгу путеводителем и пропустил её без прочтения. Печаталась книга в домашней типографии.
Из истории создания Задумал он это произведение давно, вскоре после приезда из Лейпцига и работал над ним с перерывами в течение 10 лет. В июле 1789 года Радищев получил у петербургского обер-полицмейстера разрешение на печатание книги. Но типография, куда он обратился, побоялась ее печатать. Тогда Радищев купил печатный станок и устроил типографию у себя дома. В ней он и напечатал «Путешествие из Петербурга в Москву». Закончив в мае 1790 года печатание 650 экземпляров, Радищев отдал в продажу только 25 экземпляров, несколько раздал своим знакомым и друзьям. Книга вызвала небывалый шум.
1790… Год первого издания "Путешествия из Петербурга в Москву". Середина июня. 26 экземпляров "Путешествия" поступают в книжную лавку петербургского купца Герасима Зотова. Сверх того автор рассылает несколько книг - А. Р. Воронцову, Г. Р. Державину и другим. Экземпляр, посланный А. М. Кутузову (друг Радищева, которому посвящена книга), до него не дошел.
25 июня Экземпляр "Путешествия" на столе Екатерины II. Существовала версия, будто книгу принес Державин; недавно против этого возразил В. А. Западов, доказывая, что Радищеву "удружил" А.Д. Балашов, юный паж, занимавший при Екатерине прежнюю "радищевскую" должность (тот самый Балашов, который в начале XIX в. достиг высоких постов, был отправлен Александром I к Наполеону сразу после начала войны 1812 г. и стал одним из персонажей романа Толстого "Война и мир").
«… бунтовщик хуже Пугачева » Екатерина II читает книгу внимательно, толково: отмечает безошибочно самые острые места, быстро определяет, что автор - "бунтовщик хуже Пугачева", и только не понимает, какими мотивами он руководствовался. Ситуация столь фантастическая, дикая для императрицы, что она видит два возможных объяснения радищевского поступка: огорчение по службе или стремление к легкой писательской славе (позже, на допросах, Радищев, по-видимому, предупрежденный Воронцовым, принял вторую версию, так что Екатерина II до конца дней, вероятно, находила здесь только "литературное честолюбие").
29 июня Арест купца Зотова, который называет Радищева. 30 июня Арест Радищева и заключение в Петропавловскую крепость. Перед арестом Радищев дал распоряжение сжечь оставшиеся экземпляры книги.
Приговор … 13 июля Приговор книге, которая объявлена "зловредной", и велено, "дабы она, нигде в продаже и напечатании здесь не была под наказанием, преступлению сему соразмерным". 24 июля Смертный приговор Радищеву. Полтора месяца он ожидает казни
26 экземпляров и бессмертие … За эти три десятка книг автор отправляется далеко на восток и пишет по дороге одно из замечательнейших стихотворений : Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? - Я тот же, что и был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек! Дорогу проложить, где не бывало следу, Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах, Чувствительным сердцам и истине я ветрах В острог Илимский еду.
Двенадцать лет жить им вместе, автору и книге. Автор в Сибири, за ним едет сестра умершей жены Елизавета Васильевна Рубановская. В Илимске - женятся: спутница предвосхищает будущий подвиг декабристок. В Сибири рождается еще трое детей. Затем - смерть Екатерины II. Павел I амнистирует Радищева. Известие приходит лютой сибирской зимой, но не было сил дожидаться еще хоть несколько месяцев, и Радищевы пускаются в бесконечный, опасный путь домой. Елизавета Васильевна по дороге простужается и умирает. Придя в себя, отогревшись в имении Воронцова, сам автор "Путешествия" прибывает в назначенное ему новое место ссылки, село Немцове Калужской губернии.
калужская ссылка. В селе Немцове Радищев пробыл 4 года. Он находился под надзором полиции и ему было запрещено выезжать из деревни полная амнистия, возвращение в Петербург, государственная служба в Комиссии по составлению законов. Он составил Проект гражданского уложения, в котором говорил о равенстве всех сословий перед законом, об отмене телесных наказаний и пыток, о свободе печати. В «Записке о новых законах» он развил мысль о том, что « лучше предупредить преступление, нежели оное наказывать». Самоубийство.
Самоубийство (« направо пойдешь … налево пойдешь … прямо пойдешь … голову потеряешь ») После ссылки Радищев остался верен своим взглядам. На в Комиссии заседали сановники совсем иных убеждений. Они косо смотрели на Радищева, видели в нем вольнодумца, которого не сломила даже ссылка. « Эх, Александр Николаевич ! - сказал ему руководитель Комиссии граф Завадский, - охота тебе пустословить по - прежнему … или мало тебе Сибири ?» 11 сентября 1802 года он отравился. Он выпил царской водки, которой его сын чистил эполеты. Смерть настигла его в страшных мучениях. Он как бы вспомнил пример Ушакова, научивший его, что " жизнь несносная должна быть насильственно прервана ". « Потомство за меня отомстит », - написал он незадолго до смерти.
Отчего самоубийство ? Радищев в начале царствования Александра I был возвращен в столицу, принял участие в разработке новых законов; он был столь важной персоной, что при известии об его отравлении царь послал к нему лейб-медика. Отчего же самоубийство? Жизнь предлагала Радищеву три пути. Один путь - стать, "как все", примкнуть к крепостникам; это ему отвратительно, невозможно. Другой путь – революция. Третий путь: мирное просвещение, реформаторство. Новый царь Александр I, сравнительно либеральное начало XIX в. (по выражению Пушкина, "дней александровых прекрасное начало") - все это порождало иллюзии о больших возможностях такого пути, о пользе легальной государственной деятельности. И Радищев постарался двинуться третьей дорогой, но очень скоро убедился, что это не для него. По его понятиям, это было нечестно, невозможно. Выходило, что все три дороги ему заказаны, как в сказке - "направо пойдешь... налево пойдешь... прямо пойдешь... голову потеряешь". В таком положении, при таких сомнениях любая мелочь, злое словцо, любые завадовские могут стать той последней каплей яда, которая создаст смертельную дозу. Радищев погиб, книга жила.
« « Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое. Особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться ". Н. Радищев Радищева похоронили на Волковском кладбище в Петербурге. Могила его скоро оказалась забыта и утеряна. Предполагается, что похоронили первого дворянского революционера близ каменной Воскресенской церкви. Долгое время на стене церкви на Волковском кладбище висела мемориальная доска.