Романса голос узнаю На самом дальнем расстоянье: Стою и мысленно пою, И мне приятно с ним слиянье. И всех я вспоминаю вас, Друзей и родственников дальних, Уже ушедших и печальных: Напомнил мне о вас – романс! В. Семернин Автор проекта: Шарафанова С.О. Ученица 10 класса Руководитель проекта: Серебрянский В.В. Учитель истории Май 2017
Жанровое определение «романс» в России вошло в обиход в начале XIX века, придя на смену «российской песне». Лирические по содержанию, «российские песни» были предшественниками русского романса. Первыми русскими романсами можно назвать сочинения Ф. Дубянского, О. Козловского, Д. Кашина, А. Жилина, И. Рупина. В них сохранились важнейшие особенности «российских песен»: близость к музыке городского быта; широкая распевность, гибкость и пластичность мелодической линии; чувствительный характер.
Основные стилевые черты русского бытового романса: открытая эмоциональность, задушевность; включение декламационных оборотов как средства драматизации; преобладание гармоничного минора, отклонения в родственные тональности, повышение IV ступени; обращение к ритмам распространённых в быту танцев – вальса, мазурки, полонеза, русской пляски. «гитарная» арпеджированная фактура фортепианного сопровождения ( реже аккордовая); преобладание куплетной, строфической формы.
Основополагающую роль в развитии русского романса играла русская поэзия, представленная произведениями блистательного поколения российских поэтов: Жуковского, Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова, Пушкина, позднее – Лермонтова, Тютчева. Под влиянием поэзии сформировалось несколько популярных разновидностей бытовой камерно-вокальной музыки: элегия; баллада; застольные песни; «русская песня» - песня-романс; романсы национально-жанрового плана. Особенно глубокое воздействие на русскую вокальную музыку сказала поэзия А.С. Пушкина. Его стихи возвысили русский романс до уровня подлинно классического искусства.
Александр Александрович Алябьев ( 1787 – 1851 ) Алябьев один из известнейших композиторов. Он работал в самых разнообразных жанрах: музыка для драматургического театра, оперы, симфонические и камерные инструментальные сочинения. Самая известная его песня – «Соловей» ( текст А.А. Дельгина, 1825 г.) Вокальное творчество Алябьева существенно изменило весь облик ранней романсовой лирики и внесло в нее новые черты. Алябьев был одним из первых интерпретаторов лирики Пушкина ( романсы «Если жизнь тебя обманет», «Я вас любил», « Увы, зачем она блистает»). Романс «Нищая» относится к вершинным достижениям в сфере драматической вокальной музыки.
Александр Егорович Варламов ( 1801 – 1848 ) Варламов создал около 200 романсов. В числе его любимых поэтов – М. Лермонтов, А. Фет, А. Плещеев. Чаще всего он обращался к стихотворениям поэтов-песенников А.В. Кольцова и ныне забытого Н.Г. Цыганова. Именно на стихи Цыганова написан знаменитый «Красный сарафан», который, по словам композитора А. Титова «был певаем всеми сословиями – и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика». Варламов оказал несомненное влияние на дальнейшее развитие русской песенной кантилены, а также на рождение интонаций, правдиво передающих психологическое состояние человека.
Александр Львович Гурилёв ( 1803 – 1858 ) В содержании романсов Гурилева доминируют темы неразделенной любви, сожалений о невозвратимой утрате, загубленной молодости, мечты о счастье ( «Колокольчик», «Вьётся ласточка», «Не шуми ты, рожь»). Одна из лучших песен Гурилева на слова Кольцова – «Разлука» («На заре туманной юности»). Глубоко волновала композитора тема женской доли, родственная живописи Венецианова и Тропинина ( «Матушка-голубушка», «Грусть девушки», «Отгадай, моя родная»). Ценным вкладом в русскую музыкальную фольклористику был составленный им сборник «47 русских народных песен».
Алексей Николаевич Верстовский ( 1799 – 1862 ) Автор преимущественно музыкально- сценических произведений – опер и опер-водевилей, а также баллад. Создал 6 опер – «Пан Твердовский», «Вадим, или пробуждение двенадцати спящих дев», «Громобой» и др. Лучшей считается «Аскольдова могила» по роману М.Н. Загоскина, пользовавшаяся большой популярностью. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал выдающийся критик А. Серов. В 1862 г. После смерти композитора он написал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку». Также прославился романсами – «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж», «Ночной смотр», «Тоска по милом», «Два ворона».