Мировой автомобильный рынок
Рынок автомобилей - обзор мирового рынка автомобилей Мировой рынок автомобилей в настоящее время представлен ограниченным числом фирм и фактически сформировался. Несколько лет назад 70% мирового авторынка контролировали полтора десятка компаний, а сегодня ведущих игроков осталось всего шесть: американские General Motors и Ford, немецкая Volkswagen, японская Toyota, немецко-американская DaimlerChrysler и франко- японская Renault-Nissan.
Здесь необходимо заметить, что даже крупные компании второго эшелона, такие как PSA, Fiat, южнокорейская Hyundai или японские Honda и Mitsubishi, на долю каждой из которых приходится от 3 до 5% мирового рынка, могут в ближайшее время быть куплены компаниями первого эшелона. Например, для DaimlerChrysler, подыскивающей партнера для производства небольших автомобилей, идеальным мог бы стать альянс с Peugeot или Fiat. Подобные сделки способны привести к некоторому переделу рынка, но принципиальная структура автомобильной промышленности уже сложилась.
Европа занимает одну из лидирующих позиций в мировом автомобилестроении. В целом Западноевропейский регион произвел в 2003 г. 19,1 млн. автомобилей и занял первое место в мире, а Северная Америка (США, Канада и Мексика) оказалась на втором месте (15,8 млн. автомобилей). На третьем месте - Азиатский регион. Совокупное производство автомобилей в Японии и Южной Корее составило около 12,3 млн. Вне трех указанных регионов выделяется автопромышленность Южной Америки (Бразилия и Аргентина произвели около 1,7 млн. автомобилей), Россия (1,1 млн.) и Китай (2,8 млн.). Вне этих стран есть относительно крупные автопроизводители в Турции (421 тыс., автомобилей), ЮАР (430 тыс.), Таиланде (768 тыс.), а также автосборочные заводы во многих других странах мира.
General Motors является самым крупным концерном из всех трех и одним из крупнейших в мире: годовой выпуск автомобилей превышает 6 миллионов. В его состав входят как коренные американские компании: Chevrolet, Pontiac, Buick, Saturn, Cadillac; так и европейские: Opel, Vauxhall, Saab. Кроме того, GM принадлежит 20% акций компании Subaru и 49% Isuzu, чем обуславливается влияние на восток.
Второй по величине автоконцерн Ford - тоже американский. В состав входят фирмы Aston Martin, Jaguar, Lincoln, Mercury, Volvo и Mazda. Здесь тоже виден многонациональный состав. Общий объём выпуска концерна около 4,6 млн. легковых автомобилей. Основная часть автомобилей марки Ford (более 2 млн.), и Mazda (почти 1 млн.).
Замыкает тройку лидеров концерн DaimlerChrysler (DC) с ежегодным выпуском 3,55 млн. автомобилей. Однако в мировой таблице лидерства он занимает пятую строчку. Эта корпорация была образована путем слияния американского Chrysler и немецкого Daimler-Benz, выкупившего его в 2001 г. И теперь под руководством DC выпускаются автомобили таких марок, как Mercedes (и входящий в Mercedes Group автомобиль Smart), Chrysler, Jeep и Dodge. Теперь имея в своём распоряжении такого лидера в классе престижных автомобилей как Mercedes можно смело выпускать автомобили, которые ранее были закрыты для Chrysler'а. Это объединение положительно влияет и с технической, и с тактической стороны на обе компании.
Рынок французских автомобилей Положение на французском автомобильном рынке с начала текущего года характеризовалось ежемесячным сокращением продаж на 2-9%. В августе отмечалось наиболее сильное падение продаж легковых автомобилей - на 17,7% по сравнению с августом 2011 года. Сбыт легких грузовых машин в этом месяце сократился еще больше - на 23,1%, а общие продажи двух названных категорий автомобилей - на 14,7%. В целом за 8 месяцев 2012 года продажи новых автомобилей во Франции составили 1479,7 тыс. шт., т.е. сократились на 5,2% по сравнению с тем же периодом 2011 года, в том числе машин французского производства - на 3,4% - до 897,3 тыс. шт. Существенное сокращение августовского показателя объясняется прежде всего сезонным фактором, а также ожиданием Парижского автомобильного салона в конце сентября, на котором традиционно представляется много новинок.
Десять лучших французских автомобилей 1. Bugatti Veyron 16.4
2. Citroen DS
3. Renault R5 Turbo
4. Peugeot 205 GTI
5. Citroen 2CV
6. Renault Alpine
7. Venturi Fetish
8. Citroen C4 Coupe
9. Bugatti EB110
10. Renault Sport Spider
ФРГ Расширение экспорта новых моделей автомобилей, как наиболее дешевых ("Mini"), так и самых дорогих ("Серия 7" и "Х-5"), позволило группе "BMW" получить хорошие финансовые результаты во втором квартале текущего года. Консолидированные продажи группы возросли по сравнению с тем же периодом 2011 года на 18,2% и достигли 543,7 тыс. шт. Чистая прибыль увеличилась на 11,9% млн. евро, а оборот - на 8,9% - до 11,6 млрд. евро. При этом прибыль только от сбыта автомобилей возросла на 8,8% и составила 958 млн. евро.
В географическом распределении продажи автомобилей "BMW" возросли: в ФРГ - на 6,5%, в США - на 16% и в Великобритании - на 52%. Несмотря на то, что оборот отделения по выпуску мотоциклов во втором квартале 2012 года сократился на 2,8%, в целом в первом полугодии он возрос на 6,5%.
Группа "Audi" инвестировала 135 млн. евро в расширение мощностей завода по выпуску автомобильных двигателей в венгерском городе Дьер. К середине 2003 года его часовая производительность возрастет с нынешних 100 до 250 двигателей, а ассортимент будет включать 4 типа 8-цилиндровых агрегатов. В 2011 году на заводе было собрано 1,2 млн. двигателей и 50 тыс. машин.
Обладателем премии в категории компактных машин в 2013 году стал хэтчбек Volkswagen Golf.
Среди среднего класса лучшим был признан автомобиль Audi A3.
В люксовом подразделении предпочтение было отдано седану Mercedes-Benz S-Class
Лидером сегмента кроссоверов и внедорожников признан BMW X5.
Модель Jaguar F-Type названа лучшей среди кабриолетов и купе
В категории минивэнов победил Citroen C4 Picasso.
В классе «зеленых» машин лучшим признали электрокар BMW i3.
Кроме того, жюри отметило вклад в автопром главного дизайнера марки Kia Питера Шрайера. Именно он разработал дизайн таких популярных моделей, как Volkswagen Golf, Beetle и Audi TT. С 2006 года Шрайер создает лицо бренда Kia, с 2013-го он также отвечает за дизайн Hyundai.
Рынок шведских автомобилей В первом полугодии текущего года оборот группы "Volvo" сократился на 1,3% и составил млн. шв. кр. (9,44 млрд. евро). Валовая прибыль снизилась на 8,3% - до 1197 млн. шв. крон, а чистая до 334 млн. шв. крон. Такие результаты обусловлены общим снижением рентабельности во всех областях деятельности группы. Сбыт грузовых автомобилей составил 59,1 млрд. шв. кр., сократившись на 1,3%, а валовая прибыль упала до 9 млн. шв. кр. с 789 млн. в первом полугодии 2011 года. Тем не менее, начала приносить плоды политика обновления ассортимента грузовых автомобилей. Новые модели получено 31 тыс. заказов со времени их выпуска на рынок.
Рынок американских автомобилей Количество алюминия, используемого в североамериканских моделях легковых и легких грузовых автомобилей, продолжает расти. В наибольшей степени алюминий используется в изготовлении двигателей, в частности, из его сплавов производят 86% головок блока цилиндров против 70%. Доля алюминиевых сплавов в производстве самих цилиндров блоков возросла за этот период с 23 до 38%. Кроме того, отмечается расширение применения данного металла в производстве таких частей, как капоты, откидные борта и крышки багажников. Из общего объема производства легковых и легких грузовых автомобилей в Северной Америке в 2012 году, оцениваемого в 15,5 млн. шт., данные детали из алюминия будут иметь 3,8 млн. машин, т.е. на 42% больше. По данным Федерации порошковой металлургии США, в настоящее время удельное потребление деталей из металлических порошков на один американский легковой автомобиль составляет 17 кг против 7,2 кг в Европе и Японии.
Рынок корейских автомобилей. В конце августа текущего года компания "Daewoo Motor" была вынуждена остановить производство на своих трех заводах в силу бойкота со стороны ее 191 поставщика комплектующих и прежде всего фирмы "Delphi Automotive", на долю которой приходится 20% закупаемых частей и блоков. Это бойкот был вызван тем, что с начала лета "Daewoo" не платит по счетам, ожидая начала реализации соглашения с американской фирмой "General Motors", подписанного в апреле 2012 года. В соответствии с соглашением "GM" должна прибрести 42,1% капитала СП, создаваемого совместно с кредиторами "Daewoo", выделив на это 251 млн. долларов. Кроме того, она согласилась выплатить поставщикам комплектующих южнокорейской группы 250 млн. долларов, однако лишь после создания СП. Долг "Daewoo" составляет более 1500 млн. евро. Потери группы от бойкота достигают 12 млн. евро в день.
Рынок японских автомобилей Недавно подписанное соглашение между японской группой "Toyota" и китайской государственной компанией "FAW" предусматривает строительство СП (О допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства) в городе Тяньцзинь по производству моделей "Toyota" и "Daihatsu". Сотрудничество двух фирм может в дальнейшем распространиться на выпуск мини-автобусов и малогабаритных фургонов.
Автомобильный рынок России гг По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в 2013 году российский автомобильный рынок "похудел" на 5 %. В конце 2012 года Комитет очень осторожно распространялся о перспективах 2013 года, говоря, что рынок останется на том же уровне, что и в 2012 году в диапазоне +/- 5 %. Прогнозы подтвердились до процента. О прогнозах на нынешний год Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер сказал, что продажи будут лишь немного меньше, чем в 2013-м, порядка 2,73 миллионов автомобилей.
Основными автомобильными бестселлерами 2013 года стали (по убывающей): Lada Granta
Hyundai Solaris
Hyundai Solaris потеснил отечественный автопром: и с четвертого места в 2012 году переехал на вторую строчку с списке лидеров продаж, показав хоть и небольшой, всего 3%, но тем не менее рост, что при общем падении рынка выглядит неплохо. Да и в целом компания Hyundai 2013 год закончила в плюсе: общий рост продаж составил 4%.
Kia Rio
Компании Kia удалось поднять продажи на 6%. А BMW Group эти показали лучше вдвое - 12%. У VW Group общие показатели минусовые - потеря в 5%, при этом премиум-подразделение Audi улучшила свои показатели аж на 8%.
Renault Duster
Renault Duster c 17 места в 2012 году взлетел до четвертого, а Фордом Фокусом российские дороги похоже насытились: в 2012 году было продано автомобилей, в лишь
VW Polo Sedan
Lada Kalina
Ford Focus
Lada Priora
"Названия" в десятке лидеров почти не поменялись за год, а вот позиция российских "лад" изменилась радикально. Priora, Granta и Kalina поделили три первых места, а "старушка-Samara" и вовсе сошла с дистанции, зато ее место занял перспективный Largus.
Lada Largus
Chevrolet Cruze
Автомобильная промышленность мира - это емкий и весьма значительный сектор мировой экономики и международного бизнеса, ведь это не только собственно автомобили, но и разнообразные товары по обслуживанию автомобиля, а также, в значительной мере, рынок производства и продажи автозапчастей.
Спасибо за внимание!