Здоровые дети в здоровой семье
Актуальность ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Охрана здоровья детей- это приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье дошкольников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Сейчас, когда так стремительно возрастает темп жизни, когда цивилизация на каждом шагу уготавливает для каждого из нас великое множество стрессовых ситуаций, - создание здорового образа жизни, мобилизующего природные резервы человеческого организма, становится главнейшей, насущной всеобщей нашей задачей.
И кто, как не родители, призваны принять самое активное участие в решении этой проблемы. Кто, как не папы и мамы, дедушки и бабушки, пестующие своих детей и внуков с пеленок ; могут обеспечить им рациональное питание, приобщить их к спорту, уберечь от вредных привычек, научить правилам гигиены и главное – настроить самих ребят так, чтобы они без подсказок и напоминаний взрослых стремились жить разумно, правильно, не во вред, а на пользу своему здоровью.
Закон Об образовании (ст.18) возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью, а все остальные социальные институты (школы в том числе и дошкольные учреждения) призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность.
Основные составляющие здорового образа жизни ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Оптимальный двигательный режим Рациональное питание Закаливание Личная гигиена Положительные эмоции Здоровье сберегающие образовательные и коррекционные технологии
Задачи двигательного режима ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ 1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность. 2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью. 3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры. 4. Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, футбол, волейбол, ритмика). 5. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях. 6. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений. 7. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний. 8. Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие. 9. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
Важность физических упражнений Верный способ повысить сопротивляемость детского организма различным заболеваниям, сделать его выносливым, крепким, сильным – правильное физическое воспитание. Систематические занятия физкультурой и спортом способствуют всестороннему физическому совершенствованию, укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность, вызывают бодрое настроение, при котором любая работа лучше спорится. Приучить себя к ежедневной двигатель- ной нагрузке нелегко даже взрослому. Ребенку тем более. И вот тут-то во многом решающим является пример родителей. Родители, занимающиеся физической культурой, – объект для подражания.
Режим дня Организовать правильное, эффективное физическое воспитание помогает режим дня. Для каждого ребенка должен быть свой распорядок, который зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, даже от распорядка дня родителей. Равномерное чередование работы и отдыха, т. е. правильный режим дня, необходимо для нормального физического роста дошкольника, для правильного развития его нервной системы.
Рациональное питание Правильное питание – это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая видеть своего ребенка здоровым. Родителям нельзя забывать о том, что соблюдение режима питания – основа здорового образа жизни. Правильное питание организовать не просто. Нужно заботиться о том, чтобы в рационе ребенка правильно сочетались различные продукты и химические вещества.
Здоровый сон - залог успешности ребёнка Не менее важен полноценный и здоровый сон для улучшения умственной деятельности человека. При его недостатке у ребенка снижается внимание и работоспособность, появляется раздражительность, вспыльчивость, депрессия. Таким образом, недостаток сна у дошкольника негативно отражается не только на его умственной деятельности, но и на здоровье. Медицинские исследования показали, что режим сна дошкольника, должен составлять не менее 9 часов ночного сна. Поздно ложась ко сну и рано просыпаясь, дети сокращают общую продолжительность ночного отдыха в течение всей недели. А это приводит к вредной привычке отсыпаться по выходным дням, т.е. к нарушению естественных биологических часов организма.
Здоровому сну ребёнка способствуют: Правильный режим сна по расписанию, когда идти в кровать следует в одно и тоже время. Запрет дошкольника сидеть за час перед сном у телевизора или за компьютером. Отсутствие родительских нравоучений пред сном, а тем более, наказаний (эмоции не способствую крепкому сну ребёнка). Регулярное проветривание детской комнаты вечером. Температура здесь в ночное время не должна превышать 20°. Лучше приучить ребенка спать при открытой форточке. Отсутствие постороннего шума, который мешает ребенку засыпать (музыка или громко работающий телевизор в соседней комнате). Ночной сон и успеваемость дошкольника тесно взаимосвязаны и если ребенку будет обеспечена благоприятная обстановка для здорового отдыха, то он порадует родителей своими успехами.
Компьютер и здоровье дошкольников О пользе или вреде компьютеров постоянно ведутся дискуссии. Неправильное «взаимоотношение» с компьютером может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Для сохранения здоровья и уменьшения неблагоприятного воздействия компьютера необходимо помнить несколько правил, которые рекомендуют специалисты. ?
Здоровьесберегающие образовательные технологии ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью ребёнка.
Здоровьесберегающие и коррекционные технологии Технологии развития речи и зрительного восприятия; Технологии массажа и самомассажа; Технологии по развитию общей мелкой моторики;
Цель: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ создание обучающей, воспитывающей, развивающей среды, способствующей наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивающей ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.
Принцыпы здоровьесбережения : ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ « Не навреди!». Приоритет заботы о здоровье педагога и ребёнка. Непрерывность и преемственность. Субьект-субъективные взаимоотношения. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям. Успех порождает успех. Ответственность за свое здоровье.
комплексы упражнений на развитие артикуляционной и зрительной гимнастики, мелкой моторики, массажи и самомассаж ( прищепки, су-джок, карандаши и тд), гимнастики для глаз, проведение физкультурных пауз с включением ОРУ;
Технологии обучения связной речи : - тематические презентации ; -театрализованная деятельность ; - графические схемы ; - мнемотаблицы для заучивания стихов; - пересказы с помощью презентаций.
- графические схемы
Пересказ сказок с помощью презентаций.
Составьте рассказ о зиме по плану:
Технология коллективного способа организации детей Использование на занятиях: 1. Работа в парах; Работа в подгруппе; Командные игры; Общая игровая цель для группы и общее стремление к её достижению Применение вне занятий: Подготовка к интеллектуальным играм; Анализ поделок, рисунков по плану; экскурсии, сюжетные игры; Конкурсы чтецов в группе – анализ качества рассказывания стиха по мнематаблице
Виды контакта логопеда с семьей и педагогами по вопросам коррекции Семинары- практикумы и открытые мероприятия с детьми Индивидуальные беседы Тренинги по обучению родителей и педагогов приёмам работы с детьми по разным направлениям Родительские собрания, педсоветы для педагогов (решение общих вопросов воспитания и обучения детей ) Общение с родителями на страницах образовательного блока Формы работы с педагогами и родителями Семинары- практикумы, открытые мероприятия Индивидуальные беседы Обучающие тренинги для родителей и педагогов по разным направлениям коррекционной работы Педсоветы, родительские собрания (решение общих вопросов воспитания и обучения детей ) Стендовая информация Семинар : «Игра в развитии связной речи дошкольников» Мастер- класс : «Развивае м мелкую моторику »
Совместный праздник всех участников образовательного процесса
Амблиопия означает снижение остроты зрения, возникающее при нарушении нормального развития зрительной системы. Это – пониженное зрение из-за бездействия или так называемый ленивый глаз. Амблиопия означает снижение остроты зрения, возникающее при нарушении нормального развития зрительной системы. Это – пониженное зрение из-за бездействия или так называемый ленивый глаз.
С Детьми, нуждающиеся в коррекции зрения занимаются специалисты: врач-окулист, медсестра –оптикометрист и учитель - дефектолог.
Проведение лечебно- восстановительной работы, т.е. аппаратное лечение проводит оптикометрист
Воспитательно- образовательную и коррекционную работу проводит дефектолог (тифлопедагог)
Коррекционные занятия Тифлопедагога проходят по развитию зрительного восприятия в период восстановительного лечения. Плеоптическое лечение включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза.
Стереоскопическое лечение включает игры на развитие зрительного соизмерения величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и сенсорика.
«Забота о здоровье-это важнейший труд педагога и родителей. От жизнедеятельности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие прочность знаний вера в свои силы…» В. А. Сухомлинский ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ