Практикум по физике Пособие для преподавателей Разработал: преподаватель физики Магомедов Абдул Маграмович Мегион,2014
В сборнике представлено 35 работ по всем разделам курса физики старших классов 35 работ по всем разделам курса физики старших классов Подборка материала в соответствии с планированием по учебнику Г.Я. Мякишева Подборка материала в соответствии с планированием по учебнику Г.Я. Мякишева возможность качественного повторения на основе эксперимента возможность качественного повторения на основе эксперимента Техника безопасности для обучающихся в «Приложении» Техника безопасности для обучающихся в «Приложении»
Каждая работа содержит: Цель работы Цель работы Перечень оборудования Перечень оборудования Краткие теоретические сведения, в том числе – схемы, таблицы, формулы по теме Краткие теоретические сведения, в том числе – схемы, таблицы, формулы по теме Ход работы Ход работы Контрольные вопросы по теме Контрольные вопросы по теме
Основные особенности физического метода исследования: определение размеров малых тел Цель: научиться выполнять измерения способом рядов Цель: научиться выполнять измерения способом рядов Оборудование: линейка, дробь (или горох), иголка Оборудование: линейка, дробь (или горох), иголка интересный исторический материал: интересный исторический материал: нестандартные опыты нестандартные опыты
Опыт с исчезновением пятна спирта (одеколона) на фильтровальной бумаге. Куда исчез одеколон? Куда исчез одеколон? Мгновенно ли он исчез? Мгновенно ли он исчез? Видели ли вы, как одеколон «покидал» бумагу? Видели ли вы, как одеколон «покидал» бумагу? Где сейчас одеколон? Где сейчас одеколон? Какую гипотезу о строении вещества можно выдвинуть для объяснения такого постепенного исчезновения? Какую гипотезу о строении вещества можно выдвинуть для объяснения такого постепенного исчезновения?
Механика: определение ускорения при свободном падении с помощью вращающегося диска Оборудование: электропроигрыватель, измерительная линейка, транспортир, два шарика равной массы на нити, штатив с лапкой и муфтой, два круга из белой и копировальной бумаги, спички.
Контрольные вопросы 1. Почему время падения шарика в этой работе не измеряют карманным секундомером? 2. Как измеряется время падения шарика с помощью вращающегося диска? 3. Изменится ли результат в этой работе, если шарики будут иметь массу больше прежней в два раза? 4. Изменится ли погрешность результата измерения времени t, если расстояние между шариками h1-h2 будет больше, чем было указано в опыте? 5. Каковы основные причины погрешностей, возникающих при выполнении данной лабораторной работы?
Атомная физика: исследование законов радиоактивного распада Цель: изучить закон радиоактивного распада, определить характер изменения активности радиоактивного образца, определить период полураспада, среднее время жизни и постоянную радиоактивного распада, попытаться определить зависимость этих величин от времени и количества ядер Цель: изучить закон радиоактивного распада, определить характер изменения активности радиоактивного образца, определить период полураспада, среднее время жизни и постоянную радиоактивного распада, попытаться определить зависимость этих величин от времени и количества ядер Работа с интерактивной программой NUCLER.EXE. Работа с интерактивной программой NUCLER.EXE. Приобщает обучающихся к работе с мультимедийными проектами Приобщает обучающихся к работе с мультимедийными проектами
Приложение 1. Техника безопасности для учащихся в кабинете физики 2. Техника электробезопасности в кабинете физики 3. Техника безопасности при работе со стеклянной посудой в кабинете физики 4. Техника безопасности при работе с нагревательными приборами по физике 5. Техника безопасности во время экскурсий на уроках физики
Достоинства представленных лабораторных работ Апробированы в практике Апробированы в практике Рассчитаны на реальное оборудование Рассчитаны на реальное оборудование Содержат интересный дополнительный материал Содержат интересный дополнительный материал Акцентируют внимание обучающихся на наиболее значимых аспектах тем в виде контрольных вопросов Акцентируют внимание обучающихся на наиболее значимых аспектах тем в виде контрольных вопросов