ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Выпонили: студенты 2077 гр (ОМ) Мергазез Б., Азатбекова Д. Проверил: Темиргалиев К.А Караганда 2016 КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
ПЛАН Предыстория. Древняя китайская философия (VIII вв. до н. э.) Даосизм Конфуцианство (жуцзя) Моизм (моцзя) Школа законников Школа имен (минцзя) Школа «инь-ян»(инь ян цзя) Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. X в. н. э.) Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)
ПРЕДЫСТОРИЯ. В древней китайской философии господствующим было религиозно- мифологическое мировоззрение. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.
В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идей и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии: Ши Бо выдвинул понятие гармонии (хэ), Ши Бо глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей», сановник (дачу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.
ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (VIII ВВ. ДО Н. Э.) Глубокие политические потрясения в VIIIII вв. до н. э. распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ.
ДАОСИЗМ Одним из первых крупных китайских философов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Его учение о видимых явлениях природы, в основе которых находятся материальные частицы – ци, подчиненные, как и все вещи в природе, естественной закономерности дао, имело большое значение для наивно-материалистического обоснования мира. Представители этого периода: Лао-Цзы, Ле-Цзы,Чжуан-Цзы, Ян-Чжу; Вэнь- Цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма:Гэ Хун, Ван Сюанлань, Ли Цюань, Чжан Бодуань.
КОНФУЦИАНСТВО (ЖУЦЗЯ) Конфуцианство (жуцзя)В центре внимания конфуцианства – проблемы этики, политики, воспитания человека. Принципом нравственного совершенства конфуцианство объявляет идею гуманности, уважения к себе, почитание старших, разумный порядок. Главный императив морали Конфуция – «не делай другим того, чего не желаешь себе». Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Цзы-гао,Мэн-цзы, Сюнь-цзы.
МОИЗМ (МОЦЗЯ) Моизм (мо цзя) древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними мостами. С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец Мэн-цзы Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.
ШКОЛА ЗАКОННИКОВ Школа законников («фа- цзя», по-европейски легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Жэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао
ШКОЛА ИМЕН (МИНЦЗЯ) Школа имен (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.
ШКОЛА «ИНЬ-ЯН»(ИНЬ ЯН ЦЗЯ) школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (II В. ДО Н. Э. X В. Н. Э. Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. В I веке н. э. в Китай проник буддизм. Выдающиеся мыслители ханьского времени:философ и государственный деятель Дун Чжуншу (2 век до н. э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», император династии Хань У-ди (II век до н. э., конфуцианец), философ- конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн(53 г. до н. э. 18 н. э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения «Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного»).
Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь (14586 гг. до н. э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н. эо втором веке нашей эры протекала деятельность даосского философа и алхимика Вэй Бояна (ок ), автора сочинения «Цань тун ци», в котором он изложил с помощью триграмм и гексаграмм, основные принципы даосской алхимии.Сочинение Вэй Бояна было построено в форме комментария к классической «Книге перемен» («Чжоу и»). В ханьское время было создано сочинение «Тай пин цзин», авторство которого приписывают даосскому мудрецу Юй Цзи. Предполагают, что учение, изложенное в данной книге, легло в основу идеологии восстания Жёлтых повязок и оказало значительное влияние на развитие даосской утопической мысли.Сыма Цянь Вэй Бояна«Цань тун ци»даосской алхимии Юй Цзи
Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би (226249). При династии Ранняя Вэй (220264) он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике. Ван Би автор сочинений «Чжоу и чжу» ("Комментарий к «Чжоуским переменам») и «Лао-цзы чжу» "Комментарий к «Лао-цзы»). Содержание «Чжоу и» Ван Би истолковывал как теорию временных процессов и изменений. Против развиваемой Ван Би идеи «ценности небытия» (гуй у) активно выступал философ и ученый из государства Западная Цзинь Пэй Вэй (267300), автор сочинения «Чун ю лунь» («Рассуждение об уважения бытия»).Ван Би Чжоу и Лао-цзы Пэй Вэй
НОВОЕ ВРЕМЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (С 1000 Г. Н. Э. Оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С другой стороны, имеет место гонение на даосов (формальное запрещение даосизма 1183). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: