ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ « МАЛЫЕ НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ. ЭНЦЫ » ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИЦЫ 9- Б КЛАССА МАСКАЕВОЙ ВЕРОНИКИ УЧИТЕЛЬ : АВСЯНОВИЧ Т. П.
С ПРИХОДОМ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРОИСХОДИТ АКТИВНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ КУЛЬТУР. МНОГИЕ НАРОДНОСТИ ПОСТЕПЕННО ИСЧЕЗАЮТ С ЛИЦА ЗЕМЛИ. РЕДКИЕ ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПЫТАЮТСЯ СОХРАНИТЬ И ПЕРЕДАТЬ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ СВОЕГО НАРОДА. БЛАГОДАРЯ ИМ, ИСТОРИЯ ЖИЗНИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ РАСКРЫВАЕТ СВОИ ТАЙНЫ – ПОЛЕЗНЫЕ И ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ, НЕ ПОТЕРЯВШИЕ СВОЕЙ АКТУАЛЬНОСТИ ДО СИХ ПОР.
Энцы – один из малочисленных народов Севера. Раньше их официально называли енисейскими самоедами. Далекие предки энцев жили на Средней Оби. Первое упоминание о народности относится к XV веку. Позже энцы расселились в низовьях Енисея. По территории проживания, языку и культуре они подразделялись на две этнические группы. Тундровые энцы ( хантыйские самоеды ) жили на самом севере сельского поселения Караул. К ним относится основная часть энцев с самоназванием « сонату ». Духовная и материальная культура тундровых энцев почти не отличается от нганасанской. Лесные энцы ( красинские самоеды ) проживали в поселках, подведомственных администрации городского поселения Дудинка ( Потапово, Усть - Авам, Воронцово ). В этой группе сконцентрирована основная часть энцев с самоназванием « пэбай ». На формирование образа жизни и традиций энцев сильно повлияли проживающие по соседству ненцы.
С начала XX века энецкие группы были ассимилированы нганасанами и ненцами, но малочисленная народность, всего - то 227 человек, сумела противостоять полному поглощению и слиянию, сохранив свою культуру, язык и обычаи. В наши дни энецкий язык по большей части используется лишь в быту преимущественно старшим поколением. Носителей осталось не более 15 человек.
Язык До середины XX века энецкий язык считался диалектом ненецкого ; в переписях 1959 и 197 годов энцы не считались отдельной этнической группой, и их записывали ненцами или нганасанами. Энецкий язык относится к самодийской группе уральских языков, причём наиболее близок он ненецкому языку, от которого отделился 1,5 1 тыс. лет тому назад ; после этого имело место вторичное контактное сближение с нганасанским языком. Среди северносамодийских языков энецкий язык наиболее архаичен в плане лексики, однако его фонетика претерпела радикальную перестройку. Энецкий язык подразделяется на два диалекта : тундровый и лесной, которые значительно отличаются друг от друга на большинстве уровней языковой структуры Длительное время энецкий язык оставался бесписьменным. В 1986 году Н. М. Терещенко опубликовала проект энецкого алфавита ( опорой послужил лесной диалект ); этот алфавит используют в энецких публикациях газеты « Таймыр », в изданиях фольклорных текстов. В 1995 году Д. С. Болина, применяя данный алфавит, опубликовала первую книгу на энецком языке перевод « Евангелия от Луки ». По данным переписи 1989 года, энецким языком владело несколько менее половины всех энцев. Фактически же, по данным полевых исследований, полноценными носителями языка были единицы среди тундровых энцев и несколько десятков человек среди лесных энцев, причём в основном это были люди старших возрастов ( энцы в возрасте 3040 лет ещё владели в определённой степени энецким, но в обиходе предпочитали говорить по - русски ). Основная масса энцев многоязычна : почти все владеют русским и / или ненецким языком, многие понимают речь долган, нганасан, эвенков. Часть энцев перешла на ненецкий язык, некоторые тундровые энцы на нганасанский. По переписи 2002 года, энецким языком в России владели 116 чел. ( как среди энцев, так и среди других народностей страны условно 49 % от энцев в РФ ).
Верования Официально энцы считаются православными, но охраняют свои самобытные верования. В христианство были обращены официально только лесные энцы, а большинство по - прежнему придерживаются традиционных верований, сохраняются культы явлений природы, местных духов - хозяев, им приносились жертвы оленье мясо, деньги, кусочки сукна ; их изображения помещались в особых местах в лесу, на сопках.
Быт Основное жилище энцев Основное жилище энцев конический чум, близкий к ненецкому, но отличавшийся меньшими размерами покрытия - нюка ( так что для покрытия чума энцам требовалось четыре нюка, а не два, как в ненецком чуме ). Зимним жилищем служил нартяной чум близкий по конструкции к долганскому, но имевший дверь с левой стороны. Традиционный комплекс одежды энцев у двух этнотерриториальных групп различается : у лесных энцев большее распространение получила ненецкая одежда, а у тундровых энцев комплекс одежды являлся более сходным с нганасанским : в основе лежала парка ( глухая у мужчин и распашная у женщин ), состоявшей из двух шуб нижней ( с мехом наружу, доходившей до колен ) и верхней ( с мехом внутрь и более длинной ); обе шубы шили из оленьих шкур, а по подолу делали оторочку из собачьего меха. Мужскую парку дополняли штанами, а женскую комбинезоном. В настоящее время энецкая одежда полностью вышла из употребления.
Конический чум