Исследовательский проект по музыке: « Балалайка - народный инструмент» Выполнил: ученик 8 «А» класса ученик 8 «А» класса МБОУ СОШ 48 МБОУ СОШ 48 Г. Белгорода Подлегаев Даниил Руководитель: Дводненко Валентина Гавриловна
Содержание 1. Введение 2. История возникновения балалайки. 3. Преследование и уничтожение балалайки. 4. Упоминание о балалайке в печатных источниках. 5. Роль В.А. Андреева в возрождении и совершенствовании балалайки. 6. Заключение. 7. Список литературы
Домра – предшественница балалайки Музыканты-ученые предполагают, что древним предком нашей русской балалайки явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандора». в Малой Азии и Закавказье до сих пор бытуют инструменты, близкие нашей домре.
Балалайка – русский инструмент Это - чудо инструмент ! В целом мире звонче нет! Пели под неё, плясали, И грустили, и вздыхали… В праздники под ахи, охи Потешали скоморохи!
Введение История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей музыкальной науки.
Народные песенные традиции уже давно стали предметом тщательного изучения, а народные музыкальные инструменты должного внимания к себе не привлекли.
Тема исследовательской работы «Балалайка – народный инструмент». Я выбрал эту тему потому, что сам учусь играть на балалайке и мне интересно узнать, когда появился этот инструмент на Руси, как происходило его развитие и кто из музыкантов внес вклад в возрождение и совершенствование балалайки.
Гипотеза: Балалайка исконно русский инструмент Цель проекта Изучить исторические особенности народного инструмента – балалайка
Всем известна на Руси, хоть кого о ней спроси! У неё лишь три струны, но она – любовь страны
Происхождение балалайки
Популярность балалайки Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.
Скоморохи – бродячие артисты- пользовались большой популярностью в народе
Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ и даже не подозревали, на каком чудо - инструменте они играют.
Популярность балалайки Балалайка стала очень популярной во многих местах России, главной гостьей народных праздников и гуляний, под нее исполнялись задорные песни и народные частушки. Крестьяне аккомпанировали на ней народным плясовым песням, а скоморохи, играя на домре и балалайке, веселили народ на ярмарках.
Преследование балалайки Церковь, которая всеми силами старалась сохранить контроль над населением, видела в них реальную угрозу. Большинство скоморохов преследовались законом.
Балалайка под запретом Царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых их приравнивали к разбойникам и волхвам.
Уничтожение балалайки Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства.
Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, не приняла инструментальной музыки, а использовала только вокальное пение. Единственный музыкальный инструмент, применявшимся в обрядах христианской церкви, был колокол. Долгое время балалайка была в забвении.
Первые упоминания о балалайке
Возрождение балалайки Именно при правлении Петра I появляются первые официальные документированные сообщения о том, что на Руси у простого народа есть очень уважаемый музыкальный инструмент балалайка. Исследователи и языковеды нашли любопытным, что само название инструмента есть типичное, народное, с созвучным словосочетанием, передающий сам характер игры на этом инструменте
Второе рождение балалайки Русский дворянин Василий Андреев, знаток народных инструментов, путешествуя в 1883 году, услышал у своего дворового Антипа балалайку, звучание которой его поразило. В.В.Андреев не только научился играть на ней, но и стал виртуозом- балалаечником
Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки Современный дизайн балалайка приобрела позднее, в конце XIX века, благодаря В.Андрееву, а также мастерам по изготовлению музыкальных инструментов С.Налимову, Ф. Пасербскому, В.Иванову.
Налимов Семен Иванович По предложению В. Андреева С. Налимов изменил внешний вид балалайки, укоротил её длину, а самое важное, стал изготавливать корпус из нескольких видов древесины (ель, бук), что позволило изменить звук, издаваемый самой балалайкой.
Семья балалаек По чертежам В.В. Андреева, мастер Ф. Пасербский изготовил целое семейство концертных балалаек: контрабас, бас, тенор, альт, приму, пикколо.
Популяризация балалайки Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки. В этот период композиторы наконец- то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.
Что за слово – балалайка? Слово « балалайка» имеет родственный корень с такими русскими словами как «балаболить», «балакать», «балагурить», которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора, имеют свои синонимы, схожие по родству и смыслу, со словами «болтать ни о чём», «калякать», «пустозвонить». В слове «балалайка» корень «бала» означает просто дразнить, раздражать болтовнёй, словами, «лайка» означает браниться, ругаться, словно лает собака. Все эти понятия определяют суть балалайки, как инструмента лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного по восприятию его созвучия с народным песнопением частушек или другого народного песенного фольклора. Первые балалайки в отличие от тех, которые мы привыкли видеть сейчас, отличались своим внешним видом и имели всего две струны.
Заключение Сегодня балалайка - известный во всём мире инструмент. Наиболее известные балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей, Илья Лунин, Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью
Балалайка-любимый инструмент Белгородчины
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры. Таким образом, рассмотрев разные источники об истории происхождения балалайки, можно сделать вывод о том, что действительно балалайка является исконно русским инструментом, символом России.
Спасибо за внимание!