«Благородный муж» как китайский культурный идеал ШУСТОВ КИРИЛЛ ЭКБ-5.6
Содержание «Цзюнь-цзы» Социальные предпосылки формирования учения о совершенном человеке Черты благородного мужа Вывод Ссылки на материал
«Цзюнь-цзы» «Цзюнь-цзы» переводится как благородный муж. Цзюнь-цзы является нравственным идеалом конфуцианства. (совершенный человек)
Социальные предпосылки формирования учения о совершенном человеке Стали качественные социально-экономические изменения, охватившие страну в периоды Весен и Осеней и Борющихся Царств (VI-III вв. д.н.э.).
Социальные предпосылки формирования учения о совершенном человеке Появление частной собственности открыло китайским философам новые грани человеческого характера и поведения. Если раньше человек был составной частью семьи, и все свое поведение подчинял нуждам родового коллектива, то в связи с формированием частной собственности на землю и орудия труда, с развитием ремесел и торговли, ростом городов, человек постепенно вырывается из семейных связей. Возникает новая система ценностей, меняется поведение людей. Китайским мыслителям не нравятся, что богатые уклоняются от помощи своим бедным родственникам. У них вызывает отвращение жажда личного обогащения и эгоистичного поведения. Они считают это моральной деградацией человека, у многих из них возникает ностальгия по «золотому веку» прошлого, и особенно звучно она проявляется в учении Конфуция.
Конфуций: «Учитель сказал: «В древности люди имели три вида недостатков, ныне же и этих недостатков уже нет. В древности люди своевольные могли себя сдерживать, ныне же своевольные безудержны. В древности люди самолюбивые владели собою, ныне же самолюбивые прикрывают стыд гневом. В древности даже глупцы отличались прямотой, ныне же и глупцы творят обман»
Какой же он, благородный муж? Это идеальный человек, наглядный пример для подражания. Представление о нравственном багаже цзюнь-цзы дают суждения Конфуция в «Лунь Юе»* (например, XIV § 42; XV §18, 19, 22, 32; XVI § 1, 7, 10; XVII § 23) *Лунь Юй - главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.
Какой же он, благородный муж? Он наделен такими чертами как справедливость, скромность, правдивость, приветливость, почтительность, искренность, умение сдерживать свои желания. Благородный муж постоянно занимается самоусовершенствованием. Одну из нравственных основ благородного мужа составляет важнейшее для конфуцианства понятие жэнь*. *Понятие жэнь обычно переводится как «человеколюбие», «человечность», «гуманность».
Благородный муж – вывод Получается, что благородный муж – это нравственный идеал конфуцианства, к которому стоит стремиться. И наиболее важное качество в таком человеке – понятие жэнь (человеколюбие)*. *Л.С. Переломов полагает, что из всех имеющихся переводов «человеколюбие» наиболее точно передает основное значение жэнь: «Фань Чи спросил о жэнь. Учитель ответил: «Это значит любить людей»
Конец
Ссылки на материал «БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ – ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА В КОНФУЦИАНСТВЕ» В.А. Любимова Астраханский государственный университет Г. Астрахань, Россия «БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ – ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА В КОНФУЦИАНСТВЕ» В.А. Любимова Астраханский государственный университет Г. Астрахань, Россия Википедия «Лунь Юй» Википедия - Китай в период «Сражающихся царств»