Логомассаж. выполнила: Садырбаева Р. Гр. Д-42. Первичный прием логопеда направлен на обследование речи детей и решение вопроса о времени и форме логопедической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия развивается в результате различных поражений подкорковых ядер головного мозга, а также нервных волокон, осуществляющих.
Advertisements

Использование приемов игрового самомассажа в работе учителя-логопеда Семина Ирина Евгеньевна Учитель-логопед 1 кв. категории МБДОУ 102.
«Артикуляционная гимнастика. Её значимость в коррекционной деятельности учителя - логопеда.» Автор : учитель-логопед : Гончарова И.А.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата Речевые нарушения Дизартрии Артикуляторные.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 Московского района Санкт-Петербурга Презентация на тему: Рекомендации для.
Л ОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ... Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?. Цель артикуляционной гимнастики: выработка силы, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного.
«Артикуляционная гимнастика это весело, полезно и интересно»
Учитель-логопед: Овчинникова И.В. г.Гусиноозерск 2013г.
Ринолалия в таблицах Турышева А, гр Классификация ринолалии Ринолалия Открытая Закрытая Смешанная- утечка воздуха через нос, при патологически уменьшенном.
Дислалия Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика Консультация для родителей.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников. Что такое артикуляционная гимнастика? Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.
МБУ ДЕТСКИЙ САД 49 «Веселые нотки» Профилактика нарушений звукопроизношения Учитель-логопед Сухова Н.В.
Профиль артикуляции звука.. Как произносятся звуки "С" и "З". Характеристика звука "С": согласный, глухой, твердый, щелевой. Парный мягкий -С', парный.
Обобщение опыта работы по теме: «Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.
МАДОУ 53 г. Томска Учитель – логопед Максимова Анна Андреевна.
Артикуляционная гимнастика (1 часть ). Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов,
Артикуляционная гимнастика. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить все звуки русского языка, необходимо подготовить его артикуляционный.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей с дизартрией Учитель - логопед МДОУ 38 «Журавленок» Бабанина Н.В. Новокуйбышевск,
Транксрипт:

Логомассаж. выполнила: Садырбаева Р. Гр. Д-42

Первичный прием логопеда направлен на обследование речи детей и решение вопроса о времени и форме логопедической помощи. На первичный прием к логопеду дети направляются: Педиатрами; Психиатрами;Отоларингологами; Воспитателями детских садов; Учителями школ.

Логопед во время приема обязан: выяснить цель прихода к логопеду (жалобы на речь, осмотр по диспансеризации; провести обследование речи ребенка; обследовать для устройства в детское дошкольное учреждение и др.); сделать запись в амбулаторной карте; при необходимости дать нужную консультацию определить вид логопедической помощи, если ребенок в ней нуждается. собрать краткие анамнестические сведения о раннем развитии ребенка;

Предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом развитии, произношении звуков.

желание исправить дефект; выделение наиболее трудной речевой ситуации; особенности вступления в речь; речевой контакт; черты общего поведения (контактность, активность, возбудимость).

Первичный прием логопед проводит основываясь на основных принципах логопедии: системности,комплексности,развития, онтогенетическом принципе.

Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицин­ская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит: указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указа­ние на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр.

Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед должен опре­делить: форму и структуру речевого дефекта; необходимость проведения массажа; изменение мышечного тонуса в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата.

верхней половины туловища, шеи,мимических,артикуляционных.

осмотр; пальпация; Наблюдения при выполнении статических и динамических упражнений;

При осмотре ребенка: Обратить внимание на положение головы по отношению к туловищу; Есть ли привычные ассиметричные позы;

При осмотре ребенка: Возможная асимметрия в виде сглаженности носогубной складки опущенный уголок рта; Слюнотечение; наличие постоянно приот­крытого рта; расши­ренная или суженная глазная щель Далее необходимо провести осмотр кожных покровов. Массаж в первую очередь оказывает воздействие на кожу, поэтому от ее состояния в опреде­ленной степени будет зависеть выбор и особенно дозировка массажных приемов. Представление о характере кожных изменений дают следующие показатели.

Временное покраснение кожи на лице, шее, может быть признаком волнения; Синюшность кожных покровов, губ, кончика носа, пальцев указывает на выраженную недостаточность кровообращения; Покраснение кожи Местное воспаление;Нарушение сосудистого тонуса капилляров; Выраженность бледность кожи и слизистых оболочек: Плохое наполнение сосудов кожи;Пониженный тонус мышц; В норме кожа здорового человека имеет: Светло-розовую окраску;У брюнетов чуть темнее;

Они могут быть вызваны различными причинами. Наличие у ребенка сыпи на коже, диатеза, герпеса является противопока­занием к проведению массажа.

Кровоизлияния в кожу могут возникать при пе­редозировке массажа, особенно если отмечается повышенная ранимость капилляров. При повышенной ранимости капилляров из массажных при­емов можно использовать только легкое поглаживание.

Пальпация мышц, участвующих в артикуляции, дает воз­можность логопеду точнее определить характер нарушений мышечного то­нуса. Применение пальпаторной диагностики предполагает наличие у лого­педа выработанной «тактильной памяти». «Тактильная память» запоми­нание ощущений, возникающих при пальпации мышц и кожных покровов. Эти ощущения приобретаются только практическим путем, при много­кратной пальпации различных частей шеи, головы и лица (губ, щек, язы­ка и т.п.). Важно при этом получить представления о нормальном тонусе мышц и тургоре кожных покровов. Путем пальпации определяются следу­ющие характеристики.

В норме кожа гладкая, плотная, упругая, легко зах­ватывается в складку, которая потом разглаживается. Нарушение эластич­ности кожи приводит к ее дряблости, что может наблюдаться, например, при недостаточности кровообращения.

Отечность кожи лица может быть вызвана различными заболеваниями внутренних органов. При воспалительном отеке наблюдается повышение температуры и возникают болезненные ощущения при паль­пации. Во всех этих случаях массаж проводить не рекомендуется. Необходи­ма консультация врача.

В норме лимфатические узлы не пальпи­руются. Если они видны и хорошо прощупываются, это свидетельствует о наличии инфекции в организме, что является противопоказанием для про­ ведения массажа. Усиление лимфооттока может способствовать распростра­нению инфекции.

При массировании мышц, обеспечивающих работу пе­риферического речевого аппарата, логопед должен знать состояние их то­нуса, который может быть повышен (гипертонус), понижен (гипотонус). Определение тонуса мускулатуры лучше всего проводить в положении ребенка лежа, при этом исследуемые мышцы должны быть максимально рас­слаблены. Логопед должен при этом иметь представление о нормальном тонусе мышц. Только при сравнении с нормой можно путем пальпации опреде­лять состояние мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре. В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения (оптимального то­ нуса). Консистенция здоровой мышцы мягкая, упругая и эластичная, а ощупывание ее безболезненно. При повышении тонуса мышцы более плот­ные, могут быть ригидными, пассивные движения совершаются с трудом. При понижении мышечного тонуса мышцы на ощупь вялые и дряблые. Пальпация мышц проводится в два этапа. Вначале кончиками слегка согнутых пальцев ощупывают поверхностный слой мышцы, а затем, не отрывая пальцев, проникают постепенно все глубже и глубже, исследуя состояние ее среднего и глубокого слоев. Повышенный тонус мышц гортани определяется, как правило, путем прикладывания ладони к передней части шеи. При этом ощущаются плот­ные и напряженные мышцы и при глотании не возникает смещения горта­ни вверх

Путем осмотра и пальпации также выявляется ряд выпук­лостей, которые имеют значение для определения направления массажных движений и места биологически активных точек. В области лица легко про­щупываются лобные бугры, под ними надбровные дуги, верхний и ниж­ний края глазницы. Спереди от наружного слухового прохода прощупыва­ется скуловой отросток височной кости и скуловая кость на всем ее протя­жении. Сзади от наружного слухового прохода имеется сосцевидный отросток височной кости. Со скуловой костью сочленяется парная верхнечелю­стная кость, в теле которой имеется гайморова полость. Нижняя челюсть имеет правую и левую части. У заднего края нижней челюсти есть два отро­стка, задний из них заканчивается суставной головкой, которая хорошо прощупывается впереди козелка ушной раковины при открывании и за­крывании рта. В положении, когда рот закрыт, в этой области прощупыва­ется углубление это область височно-нижнечелюстного сустава. От со­стояния его функций зависят акты открывания закрывания рта, жева­ния, артикуляции.

оценива­ются при выполнении двигательных проб, используемых в традиционных логопедических методиках. Оцениваются: объем, скорость, динамика, истощаемость, сила и координация движений.

При обследовании состояния артикуляционного аппарата как в покое, так и при двигательной нагрузке следует обратить внимание на ряд диагно­стических критериев.

Состояние Мышцы мышечного тонуса языка губ жевательные мягкого нёба Повышен резко Язык напряжен, оттянут кзади, положение в ротовой полости «комком». Кончик языка не выражен. Все движения резко ограничены. Выполнение артикуляторных поз невозможно Спастически напряжены, плотно сомкнуты. Выполнение произвольных движений затруднено Напряжены, удержание позы открытого рта значительно затруднено Мягкое нёбо сокращено, маленький язычок подтянут кверху. Мягкое нёбо резко реагирует на попытку прикосновения к нему шпателем. Рвотный рефлекс резко повышен. Возможна назализация Повышен нерезко В ротовой полости язык беспокоен, могут отмечаться гиперкинезы, которые усиливаются при высовывании языка из полости рта. Вне полости рта удержание языка затруднено, он толчкообразно уходит внутрь, в полость рта. Удержание и выполнение артикуляционных поз затруднено Выполнение произвольных движений может быть затруднено Напряжены, удержание позы широко открытого рта затруднено Повышен рвотный рефлекс Понижен резко Язык лежит плашмя на дне ротовой полости, тонкий, бледный, может бигль исчерчен белыми полосками в связи с Губы истончены, углы рта опушены, нередко асимметричны, нет полного смыка Рот постоянно приоткрыт за счет поражения жевательных мышц. Мягкое нёбо провисает, маленький язычок может касаться корня язы-

Патологическое состояние тонуса мышц артикуляционной мускулату­ры, как правило, сочетается с нарушениями подвижности артикуляционных мышц (парезы, параличи), что выражается в нарушениях звукопроизношения. При поражении круговой мышцы рта нарушается правильное произне­сение тех звуков, при артикуляции которых необходимо участие губ. Это в первую очередь губно-губные и смычные согласные звуки п, б, м и их мягкие варианты. Также может нарушаться произнесение лабиализованных гласных о, у, произнесение которых требует активных движений губ.

При парезах мышц языка, а также шейных мышц, особенно группы над- подъязычных (двубрюшной, шило-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-подъязычной и др.), нарушаются движения языка, способ­ность изменять его конфигурацию, выдвигать вперед, оттягивать назад, совершать боковые движения. Это приводит к нарушению произношения большинства согласных звуков, особенно группы переднеязычных, требу­ ющих активного движения кончика языка.

При поражении шилоязычной, шило-подъязычной, двубрюшной и дру­гих мышц, обеспечивающих движения корня языка назад и вверх, нару­ шается артикуляция заднеязычных звуков г, к, х, а также четкость произ­несения гласных среднего и нижнего подъема э, о, а. При поражении мышц языка с одной стороны характерно боковое про­изнесение ряда согласных. При поражении мышц мягкого нёба (нёбно-язычной, нёбно-глоточной дуг и др.) голос приобретает носовой оттенок.

На основании результатов предварительной диагностики логопед дол­ жен составить комплекс массажных приемов, наметить последовательность, методику их проведения и ориентировочно дозировку и только после этого приступать к логопедическому массажу.

Фамилия, имя ребёнка Дата рожде ния Дата обследо вания ссззцшжчщррлл Др. звуки Фонем. процес сы Сло варь Гр. строй речи Просоди ка Заключение, рекомендации ПРОТОКОЛ ПЕРВИЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 20 ___/ ___ уч. год Группа ________