МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Самарский государственный социально-педагогический университет(СГСПУ) Организация внеурочной деятельности в старшей школе по решению математических задач с помощью системы компьютерной математики Maxima Выполнила студентка заочного отделения М6:Хритина Ирина Самара 2017 год.
неотъемлемая часть образовательного процесса в школе Внеурочная деятельность
цель изучение возможностей использования системы компьютерной математики Maxima разработка методических рекомендаций для учителя математики
Задачи исследования: Изучить научно-методическую и педагогическую литературу по проблеме Составить методические рекомендации для учителя математики Обобщить формы внеурочной работы с учащимися старших классах Выявить особенности организации внеурочной работы с учащимися старших классов Спланировать внеурочную работу по математике с использованием maxima Разработать внеурочные занятия
Объект исследования Внеурочная работа по математике с учащимися старших классов
Первая глава Цели и задачи внеурочной работы по математике с учащимися средней школы и особенности организации внеурочной деятельности Вторая глава Основные возможности системы компьютерной математики Maxima, возможности использования при решении задач, разработан план кружка
Планируемые предметные результаты: упрощение выражений, решение систем линейных алгебраических уравнений, решение комбинаторных задач, нахождение производных функции, задачи на исследование функции, построение графиков функций Планируемые метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности планировать свою индивидуальную образовательную траекторию Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать информацию выбирать эффективные способы решения задач
Программа занятий математического кружка Включенные темы кружка дают возможность учащимся познакомиться со спецификой работы СКМ Maxima, и сформировать такую специальную компетенцию как «владение системами компьютерной математики». Занятия проходят в форме практических занятий
ОСНОВЫ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ MAXIMA
Пример ввода команд
Арифметические операторы Обозначение Оператор +оператор сложения -оператор вычитания или изменения знака /оператор деления *оператор умножения ˆ или **оператор возведения в степень
Логические операторы Обозначение Оператор <оператор сравнения меньше >оператор сравнения больше <=оператор сравнения меньше или равно >=оператор сравнения больше или равно #оператор сравнения не равно =оператор сравнения равно andлогический оператор и orлогический оператор или notлогический оператор не
Основные константы Название Обозначение Maxima слева (в отношении пределов)minus справа (в отношении пределов)plus минус бесконечностьminf плюс бесконечностьinf e (экспонента)%e число π%pi Мнимая единица 1%i Истинаtrue Ложьfalse Золотое сечение%phi
Арифметические выражения вводятся в поле ввода. После нажатия + получаем:
основные возможности системы построения графиков функции.
Пример: Построить график функции y=xsin(x)
Решение уравнений и систем уравнений
Пример: Решить уравнение
Программа кружка рассчитана для обучающихся 9-10 классов. Общее количество учебных часов Продолжительность обучения 11 недель. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Тематическое планирование занятий кружка Темы занятий Количество часов Форма занятия 1 Знакомство с системой компьютерной математики Maxima 1 лекция 2 Решение задач элементарной математики и задач теории чисел (Преобразования аналитических выражений; преобразования рациональных, тригонометрических выражений, выражений со степенями и логарифмами. Решение задач теории чисел) 2 практика 3 Решение задач математического анализа (вычисление пределов, производной, решение задач на исследование функции 2 практика
4 Построение графиков функции (Построение графиков аналитических функций заданных в явном виде. Построение дискретных графиков, и графиков функции заданных неявно. Построение графиков параметрических функций и графиков в полярной системе координат. Построение поверхностей и анимация графиков 2 практика 5 Решение уравнений и неравенств и их систем (решения систем уравнений и уравнений с использованием СКМ Maxima, решение неравенств использованием СКМ) 2 практика 6 Решение комбинаторных и вероятностных задач 1 практика 7 Итоговое занятие 1Зачет
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Самарский государственный социально-педагогический университет(СГСПУ) Организация внеурочной деятельности в старшей школе по решению математических задач с помощью системы компьютерной математики Maxima Выполнила студентка заочного отделения М6:Хритина Ирина Самара 2017 год.