Нормирование в контрактной системе 1
Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). (ст. 19. ФЗ-44) С 1 января 2016 г. вступили в силу положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающие обязательное нормирование в сфере закупок.закона Необходимость введения института нормирования обусловлена прежде всего декларируемой борьбой государства с закупками роскоши, встречающимися на практике случаями, когда одинаковая продукция приобретается заказчиками по разным ценам. Е. С. Хлестунова © 2
Нормирование в контрактной системе Нормирование наряду с обоснованием закупок устанавливает показатели планов закупок и планов-графиков (рис. 1). Е. С. Хлестунова © 3
Нормирование в контрактной системе НПА о нормировании содержат в своей структуре нормы, которые имеют различные объекты регулирования. Таким образом, выделяется три группы актов (рис. 2). Е. С. Хлестунова © 4
Нормирование в контрактной системе 1. Регламентируют порядок разработки и принятия НПА о нормировании в сфере закупок, содержании данных НПА и обеспечении их исполнении. 2. Устанавливают требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (далее нормирование затрат). 3. Определяют требования к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее нормирование свойств товаров). Е. С. Хлестунова © 5
Нормирование в контрактной системе Правительство Российской Федерации уполномочено установить общие для всех публично-правовых образований требования к подготовке нормативных правовых актов, а также определить правила нормирования для федеральных органов, федеральных государственных учреждений и предприятий. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют правила подготовки и содержание актов о нормировании, утверждаемых органами власти субъектов Российской Федерации для себя, своих территориальных (подразделений) органов и государственных учреждений и предприятий субъектов Российской Федерации. Местные администрации муниципальных образований ответственны за формирование института нормирования в муниципальных образованиях, утверждая акты о порядке принятия актов о нормировании и требования к нормативным затратам, а также требования к товарам, работам, услугам. Е. С. Хлестунова © 6
Нормирование в контрактной системе Таким образом, предусматривается два вида нормирования, из которых нормирование затрат является обязательным, а требования к свойствам товаров (рис. 3) используются наряду с нормированием затрат. Е. С. Хлестунова © 7
Нормирование в контрактной системе Каждое из направлений нормирования имеет собственный субъектный состав (рис. 4). Е. С. Хлестунова © 8
Нормирование в контрактной системе Положения об определении нормативных затрат распространяются исключительно на органы власти и государственные (муниципальные) казенные учреждения, то установленные требования к свойствам товаров, работ, услуг обязаны применять при осуществлении закупок государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, а в случаях, когда закупки осуществляются за счет средств субсидий на осуществление капитальных вложений и в рамках переданных полномочий (ч. 4 и 6 ст. 15 Федерального закона 44ФЗ), указанная обязанность распространяется на государственные (муниципальные) автономные учреждения и унитарные предприятия. Е. С. Хлестунова © 9
Нормирование в контрактной системе Е. С. Хлестунова © 10
Нормирование в контрактной системе Нормирование на основе требований к товарам (работам, услугам) это определение значений свойств товара, которые обуславливают его пригодность для эксплуатации в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения функций. В нормировании свойств товаров определяются потребительские и иные свойства товара, единственно необходимые для его использования в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, и устанавливаются значения таких свойств. Значения целесообразно определять только для свойств товара, которые формируют стоимость товара в размере более 20%, то есть нормируемое свойство должно оказать влияние на стоимость производимой продукции. Е. С. Хлестунова © 11
Нормирование в контрактной системе Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926, предусматривают общие и обязательные требования к отдельным видам продукции, которые должны предъявляться Правительством РФ, высшими органами исполнительной власти субъектов РФ и местной администрацией, требования к обязательному перечню отдельных видов продукции, который должны утвердить Правительство РФ, высшие органы исполнительной власти субъекта РФ и местные администрации, а также требования к ведомственному перечню на локальном уровне организации-заказчика. Так, ведомственный перечень формируется заказчиком с учетом ст. 33 Закона N 44-ФЗ и необходимости обеспечения принципа конкуренции.ст. 33 Перечень должен предусматривать одну или несколько следующих характеристик продукции: а) потребительские свойства (включая качество); б) непотребительские свойства; в) предельные цены. Под потребительскими свойствами следует понимать свойства, проявляющиеся в процессе потребления продукции (надежность, безопасность, соответствие экологическим стандартам и др.). Следовательно, к свойствам, не являющимися потребительскими, можно, в частности, отнести ассортимент (ст. 467 ГК РФ), комплектность (ст. 478 ГК РФ), комплект (ст. 479 ГК РФ), тару, упаковку (ст. 481 ГК РФ) и иные.ст. 467 ст. 478 ст. 479 ст. 481 Е. С. Хлестунова © 12
Нормирование в контрактной системе В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926 под видом продукции понимаются товары, работы, услуги, соответствующие 6- значному коду позиции по ОКПД. Это означает, что заказчик обязан устанавливать требования к продукции по ее виду, предусмотренному ОКПД, без детализации товарной позиции до категории и подкатегории.Постановлением Приведем следующий пример Молоко жидкое обработанное (вид). Непотребительское свойство: обязательное требование герметичной упаковки и фасованной продукции детского питания на молочной основе для детей дошкольного и школьного возраста. Потребительское свойство: производство продуктов диетического питания и кисломолочных продуктов (кроме молочных составных продуктов) должно осуществляться без применения пищевых добавок и ароматизаторов, за исключением функционально необходимых компонентов. В рассмотренном случае заказчик при установлении требований к молоку не указывает требования по такой категории, как, например, " Молоко питьевое с массовой долей жира не более 1,0%", а обязан предусмотреть требования только к виду товара - молоко жидкое обработанное. Безусловно, категории товаров, объединенные в ОКПД в один вид, могут принципиальным образом отличаться друг от друга, прежде всего по своим потребительским свойствам. В этой связи заказчикам рекомендуется устанавливать требования к виду продукции, в максимальной степени охватывающие категории товаров, которые включены в такой вид. Е. С. Хлестунова © 13
Нормирование в контрактной системе В случае если товар обладает свойствами, не обуславливающими его пригодность в целях оказания (государственных) муниципальных услуг, то покупка такого товара может рассматриваться как приобретение товара с избыточными потребительскими свойствами. Нормативные затраты не используются для расчета бюджетных ассигнований на закупки товаров, работ, услуг (далее бюджетные ассигнования на закупки). Назначение нормативных затрат обосновать доведенные предельные объемы ассигнований в части планируемых бюджетных ассигнований на закупку. Принципиально важным является то, что поскольку нормативные затраты необходимы для обоснования объекта закупки в плане закупок, то каждый региональный и муниципальный заказчик обязан утвердить требования к нормативным затратам не позднее срока для утверждения плана закупок - не позднее 10 дней со дня доведения лимитов (ч. 7 ст. 17 Закона N 44-ФЗ).ч. 7 ст. 17 Е. С. Хлестунова © 14
Нормирование в контрактной системе Универсальные правила нормирования Общие (универсальные) требования к нормированию установлены: 1)Постановлением Правительства от 18 мая 2015 г. N 476 "Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения" (вступило в силу с 1 января 2016 г.)Постановлением 2)Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2014 г. N 1047 "Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов" (вступило в силу с 1 января 2015 г.)Постановлением 3)) Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926 "Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" (вступило в силу с 1 января 2016 г.)Постановлением 4)Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 927 "Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)."Постановлением Е. С. Хлестунова © 15
Нормирование в контрактной системе Основные коллизии и неувязки. 1. Определение нормирования противоречит правилам обоснования закупки. Так, Закон N 44-ФЗ устанавливает обязанность заказчиков при формировании плана закупки обосновывать объекты закупки в соответствии с требованиями к продукции и (или) нормативными затратами заказчиков без указания на территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (ч. 2 ст. 18).Закон(ч. 2 ст. 18) Скорее всего причиной такой внутренней коллизии норм Закона N 44-ФЗ является Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ, в рамках которого к заказчикам при нормировании были отнесены территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, в то время как ч. 2 ст. 18 Закона N 44-ФЗ была оставлена в прежней редакции.Законазаконч. 2 ст Требования к закупаемой заказчиком продукции рассматриваются законодателем как нормативы количества, потребительских свойств (в том числе характеристикам качества) и иных характеристик продукции, позволяющие обеспечить публичные нужды (т.е. обеспечить достижение целей закупок, установленных в ст. 13 Закона N 44-ФЗ.), но не приводящие к закупкам продукции, которая имеет избыточные потребительские свойства или является предметом роскоши (ч. 2 ст. 19). Однако, используемое в Законе N 44-ФЗ понятие роскоши носит неопределенный характер и может трактоваться по-разному в зависимости от конкретной закупки.ст. 13 (ч. 2 ст. 19)Законе Е. С. Хлестунова © 16
Спасибо за внимание! 17