Характер и особенности продукта творческого, интеллектуального труда
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД - труд, при осуществлении которого рабочим органом, создающим продукт, является мозг, преобладают затраты умственной энергии, продуктом интеллектуального труда - является изложенная на бумаге мысль (идея), для передачи другим или воплощенная в чем-то (на полотне, в мраморе, ноу-хау и т. д.).
В физическом труде в отличие от интеллектуального работающим органом являются мышцы, преобладает затрата физической (мышечной) энергии, продуктом труда является материальный объект - вещь, энергия и т. д. Вместе с тем во всяком физическом труде присутствует умственная деятельность(человек выполняет физическую работу осмысленно), а интеллектуальный труд предполагает затрату физической энергии - умственно работающий человек устает и физически, многие виды интеллектуального труда требуют большой физической нагрузки (труд скульптора, художника, гравера и т. д.). Главный критерий разделения - рабочий орган, производящий продукт, - мозг или мышцы. Интеллектуальный труд в значительной степени носит творческий характер.
К умственному труду (интеллектуальному труду) относится деятельность, связанная с приемом и переработкой информации, требующая напряженного функционирования процессов внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы.
Научно-технический прогресс с каждым годом увеличивает число лиц, выполняющих преимущественно умственную работу. У многих профессий с традиционным преобладанием физического труда в настоящее время имеется стойкая тенденция к увеличению доли умственного компонента. Для большинства современных профессий характерны ускоренный темп, резкое увеличение объема информации, дефицит времени для принятия решений, возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности.
Интеллектуальный продукт - результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности. Интеллектуальными продуктами являются изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства. Интеллектуальные продукты - продукты творческой деятельности или, более широко, результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые для нужд обновления любых общественных ценностей.
Интеллектуальный продукт имеет общественную полезность, он в высшей степени воплощает общественное начало, свойство быть предметом для других. Интеллектуальный продукт не является в полной мере товаром. Существует, по крайней мере, три основных различия товара и интеллектуального продукта: 1) товар есть овеществлённая форма труда частных производителей, тогда как интеллектуальный продукт может быть неовеществлён; 2) при потреблении интеллектуального продукта его полезность не исчезает как у традиционного товара; 3) в основе стоимости интеллектуального продукта лежат не общественно необходимые, а индивидуальные затраты труда, так как продукт интеллекта неповторим. Таким образом, интеллектуальный продукт как явление выступает товаром, в силу того, что он есть продукт труда, предназначенный для обмена на рынке, в сущности же являясь общественной полезностью.
Интеллектуальные продукты классифицированы на тиражируемые, которые являются объектом массового производства, и общественно-новые - товары-новации. Интеллектуальные продукты обладают следующими особенностями: а) являются продуктами естественной монополии интеллекта создателей; б) не отчуждаются полностью, а заимствуются и поэтому могут быть объектом сразу нескольких сделок; в) большинство интеллектуальных продуктов состоит из материального носителя и идейной части, которая является объектом правовой защиты.