Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация на соискание степени магистра психологии
Содержание актуальность поставленные цели и задачи объект и предмет исследования научная гипотеза основные результаты научная новизна диагностические методики положения на защиту выводы
актуальность В настоящее время психологические исследования адаптации/дезадаптации относятся к высоко востребованной обществом категории из-за постоянно возрастающего интереса к личности человека, как активного субъекта взаимодействия с внешним миром. В этой связи особое внимание уделяется поиску критериев приспособления человека к природной и социальной среде и раскрытию его возможностей по адаптации к окружающей реальности.
поставленные цели и задачи Цель – выявление основных тенденций и направлений социально-психологической адаптации студентов вузов, проживающих в общежитии. Задачи: -теоретический анализ современных исследований процессов адаптации; -изучение психологических механизмов и личностных детерминант социально-психологической адаптации человека к новым условиям жизнедеятельности; -проведение экспериментального и эмпирического исследования социально-психологической адаптации студентов вузов, проживающих в общежитии.
объект и предмет исследования Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации студентов вузов, проживающих в общежитии. Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации студентов вузов к условиям проживания в общежитии.
научная гипотеза Социально-психологическая адаптация студенческой молодежи, проживающей в общежитии к учебной и профессиональной деятельности связана с социально-психологическими качествами личности.
основные результаты Адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие её деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой (Г.И. Постовалова, 1973). Социальная адаптация делится на: а) профессиональную адаптацию, б) социально-психологическую адаптацию. Профессиональная адаптация - это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе. Социально-психологическая адаптация - это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям к ней, выработка собственного стиля поведения.
Основные результаты (прод.) Кроме того, исследователи различают три формы адаптации студентов к образовательным условиям: - формальную адаптацию, - общественную адаптацию, - дидактическую адаптацию (рисунок). Формальная адаптация - это познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре образовательного учреждения, к содержанию обучения в нём, к предъявляемым требованиям и своим обязанностям. Общественная адаптация - это процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом. Дидактическая адаптация - это подготовка студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения (Л.Д. Столяренко, 2002).
научная новизна Проблема социально-психологической адаптации студентов вузов в условиях проживания в общежитии - малоизученный феномен. Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней выявлены особенности процесса социально-психологической адаптации студентов вузов, проживающих в общежитии, к учебной и профессиональной деятельности.
диагностические методики Методика диагностики социально- психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; Опросник САМОАЛ, адаптация теста РОI Э. Шостром; МЛО «Адаптивность».
схема адаптации
положения на защиту Социально-психологическая адаптация - интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные психосоциальные функции: -адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; -адекватная система отношений и общения с окружающими; -способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; -способность к самообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. Важнейшим средством достижения социально-психологической адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Основные проявления социально-психологической адаптации – взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность.
выводы 1.Социально-психологическая адаптация – это сложный феномен, в основе которого лежат три фактора: ведущий - «способность поддерживать внутреннюю гармонию и жизненную комфортность» и два дополнительных - «высокая морально-нравственная нормативность» и «коммуникативная компетентность». 2.В качестве компенсаторных механизмов, поддерживающих психологическое благополучие личности, выступают вторичные, «дополнительные» адаптационные факторы: морально – нравственная нормативность и коммуникативная гибкость и компетентность. При этом ведущий фактор остается практически не задействованным в адаптационном процессе. 3.В структуре вторичных адаптационных факторов личности базовыми качествами являются рефлексия процесса коммуникации и способность выражать и контролировать свои мысли.
немного сравнения
Спасибо за внимание