Архитектура и скульптура барокко. Лоренцо Бернини: биография и творчество Выполнил: ученик 11 класса Золотарев Вадим
Стиль барокко (от итал. - причудливый, странный) рождается в Италии конца XVI века и распространяется в большинстве европейских стран до середины XVIII века (Россия), приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем. Возникновение барокко
В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые, тесные средневековые переулки. Возникает идея города цент речного типа, представляющего синтез рациональных форм римских военных лагерей и естественно развивавшихся концентрических структур городов средневековья. Возникновение барокко
Для барокко характерно тяготение к ансамблю и синтезу искусств, большая степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи. Искусство барокко отличается пышностью, ему свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к совмещению реальности и иллюзии. Общая характеристика барокко
Человек в искусстве барокко предстает как сложная, многоплановая личность, вовлеченная в драматические конфликты эпохи. Наиболее ярко стиль барокко проявился в архитектуре, в создании грандиозных городских и дворцово- парковых ансамблей. Общая характеристика барокко
Архитектура и скульптура барокко Отличаются: мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством.
Преобладающие и модные цвета Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом Линии Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение Форма Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры Характерные элементы интерьера Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления Конструкции Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые Окна Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру Двери Арочные проемы с колоннами; растительный декор Черты барокко в архитектуре
Элементы барокко Волюта ( итал. voluta завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей.
Элементы барокко мотив морской раковины пучки колонн и пилястр золочёные детали фигурные карнизы окна разной конфигурации сложные наличники богатая лепнина
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция)
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Аранхуэс (Испания)
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Петергоф (Россия)
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Цвингер (Германия).
Скульптура барокко: характерные черты В скульптуре стиля барокко не так важен сюжет. Важно передать эмоции, показать игру светотени, роскошь нарядов. Не форма и не содержание, а отделка вот что главное. Отличается излишеством и театральностью. Лица создаются чересчур прекрасными, эмоции чересчур сильными. Всё тонет в обилие деталей. Характерные черты скульптуры барокко обилие складок в одежде, ярко выраженные эмоции на лицах и динамичный сюжет. Очень умело скульпторы барокко передают легкость и красоту волос.
Скульптура барокко: характерные черты Скульптура барокко подразделяется на светскую и культовую. Светская скульптура это портреты знатных вельмож, статуи монархов, садово- парковые группы и фонтаны. Культовая - это скульптурные группы, надгробия и отдельные статуи на тему мучений и чудес. Такие скульптуры изображают земные страсти. Часто они изображают персонажей Священного Писания. При создании скульптуры в эпоху барокко использовались разноцветные мраморы, позолота и бронза.
Лоренцо Бернини – крупнейший представитель стиля барокко В стиле барокко творили Джакомо Бароцци да Виньола ( ), Джакомо делла Порта ( ), Карло Мадерна ( ), Франческо Борромини ( ). Но самым ярким и чистым его представителем, безусловно, является Лоренцо Джованни Бернини – крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века.
Лоренцо Бернини. Автопортрет е
Лоренцо Бернини – крупнейший представитель стиля барокко Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. В 10 лет с отцом переехал в Рим. Отец Джованни был скульптором, и его пригласил сам Папа Римский для работы в ватиканской капелле. Лоренцо начал заниматься ваянием еще в детстве. В 17 лет он принял заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии, а в 20 лет – на портрет папы Павла V. Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Боргезе.
Ранние произведения Особое влияние на молодого художника оказала живопись болонской школы, а также античная скульптура, которой он страстно поклонялся всю жизнь. Уже ранние скульптуры Бернини («Давид», 1619; «Похищение Прозерпины», 1621; «Аполлон и Дафна», ; - все находятся в Галерее Боргезе, Рим) свидетельствуют об исключительном даровании.
Похищение Прозерпины Давид
Церковная скульптура и декор Любимец папского двора, Бернини получал многие из самых ответственных церковных заказов. Назначенный в 1629 главным архитектором собора Святого Петра, он в возвел под его куполом величественный бронзовый балдахин- киворий над главным алтарем; основу его конструкции составляют спиралевидно изгибающиеся колонны, рождающие эффект непрерывного роста.
Киворий в соборе св.Петра в Риме Надгробие папы Урбана VIII в соборе св.Петра в Риме
Капелла Корнаро. Церковь Санта Мария делла Виттория. Скала Реджа в Ватикане (торжественный вход в парадные помещения папской резиденции).
Городской архитектор В 1650–1670 гг. Бернини уделяет внимание созданию уличных фонтанов и городских архитектурных сооружений. Будучи придворным архитектором и скульптором римских пап, Бернини возглавлял также практически все архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы. Более, чем какой- либо иной мастер, он способствовал сложению новых, барочных, черт в архитектуре «вечного города» - Рима, причем его ансамбли отнюдь не подавляют человека, но, напротив, в чисто ренессансном духе возвышают его, усиливая праздничную авантюрность облика Рима.
Фонтан пчёл Площадь св.Петра в Риме.
За многочисленные заслуги перед Римом и Ватиканом Бернини был удостоен награды рыцарского креста ордена Христа, а также ему пожаловали титул кавалера. 12 ноября 1680 года он скончался. По прошествии веков Бернини был назван божественным творцом и наследником Возрождения.