В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.. поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важнейших задач развития речи.
1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения. 2. обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает : А ) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям ; Б ) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений ; В ) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им. 3. активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании : при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т. д. 1 Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. 2 Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. 3 Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
занятий, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т.п.), занятий, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями), занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий. Эта система складывается из занятий трех разновидностей:
общие требования к организации и методике проведения занятий : Единство развития словаря с развитием познавательных процессов ( восприятия, представления, мышления ). Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятий. Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности. Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии
экскурсии в числе других организованных мероприятий заносятся в декадный план. Педагогу необходимо наметить цель экскурсии, разработать план организации, наметить, на чем именно будет заострено внимание детей. Необходимо продумать словарную работу, предшествующую беседу. И обязательно работу по впечатлениям детей. Таким образом новые знания детей, полученные в процессе экскурсии, закрепятся и словарный запас детей обогатиться.
Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка ; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, сохраняется в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих детей. Организовать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной трудовой жизни. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих. Очень рекомендуем включать в игру малышей старших детей. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее время. Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр прежде всего в интересах развития языка детей.
В отношении к труду как фактору формирования словаря добавлять почти нечего. В раннем детстве отделить труд от игры можно только в абстракции. Оба процесса в большинстве случаев сливаются в одно нераздельное целое в тех видах деятельности детей, которые мы называем труд - игра или игра - труд. Все виды труда выдвигают широчайшие возможности для обогащения словаря детей. В трудовом общении с детьми им должна быть дана номенклатура разнообразных материалов, орудий труда,
Рассматривание картин в раннем детстве преследуют тройную цель : 1) упражнение способности к наблюдению ; 2) поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов ( мышления, воображения, логического суждения ) 3) развитие языка ребенка.
Занятие с детьми по картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.
Вернейшим путем к тому, чтобы те или другие слова или выражения были восприняты ребенком, является частое и надлежащее употребление их воспитателем в своей собственной речи и еще больше – живые образцы литературной, художественной речи, в которой они встречаются.