Антиинфляционная политика: цели и методы Выполнила: студентка 1 курса 14 группы лечебного факультета Матвеева Татьяна
Антиинфляционная политика – комплекс мер, разработанных государством, по предотвращению или сдерживанию возникшей инфляции. Этот комплекс можно подразделить на две группы: Антиинфляционная стратегия Антиинфляционная тактика
Цель антиинфляционной политики государства состоит в том чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.
Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть: · предсказуемость динамики инфляции. · снижение темпов инфляции · стабилизация цен Стратегическая цель антиинфляционной политики привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане
Антиинфляционная стратегия Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени. Антиинфляционная стратегия включает четыре компонента: уменьшение инфляционных ожиданий долгосрочная денежная политика бюджетная политика политика ограничения импорта инфляции
Первый компонент. Первостепенное значение здесь отводится уменьшению инфляционных ожиданий, в частности, адаптивных ценовых. Методы: во-первых, всемерное укрепление механизмов рыночной системы; во-вторых, формирование и реализация курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения. Второй компонент– долгосрочная денежная политика. Цель: регулирование прироста денежной массы. Методы – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.
Третий компонент - бюджетная политика. Цель: принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методы: во–первых, увеличение доходов бюджета; во–вторых, уменьшение расходов государства. Четвертый компонент - защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Методы: регулирование платежного баланса, а также регулирование валютного курса.
Антиинфляционная тактика Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер. Методы антиинфляционной тактики: позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.
Дефляционная политика Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговой механизм. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что, она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста. Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Дефляционная политика включает в себя: Ограничение денежной массы. Введение нормы обязательного резерва Операции Центробанка с гос облигациями и другими ценными бумагами
Политика доходов Этот пакет мер направлен на установление контроля над ростом цен и оплаты труда. Политика доходов направлена на нормализацию роста производственных издержек. Главная ее цель – стабильность цен на товары, услуги и труд. К мерам воздействия политики доходов относят: Регулирование государством цен на социально значимые товары Добровольное регулирование роста цен
Политика валютного курса Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Его цель – стабилизировать курс национальной валюты, и вернуть доверие игроков на финансовом рынке. Фиксация курса на определенном уровне или установление определенного коридора курсов обмена позволяет ограничить падения курса национальной валюты по отношению к зарубежным. Его задача – убедить людей, что национальная валюта стабилизируется, и что проводимая антиинфляционная политика работает.